Решение домашних заданий

Составить рассказ по картине м. и.авилов поединок на куликовом поле

1 января 0001 / Другой / Комментарии: 0

составить рассказ по картине м.и.авилов поединок на куликовом поле

  • занимает в истории советского искусства место в ряду художников,
    творчество которых посвящено изображению военных событий. Большинство
    его картин воспроизводит эпизоды гражданской войны, жизнь Советской
    Армии и годы строительства социализма в нашей стране и некоторые моменты
    Великой Отечественной войны. Особое положение в его творчестве
    принадлежит немногим композициям на темы давнего прошлого — борьбы
    русского народа за свободу и независимость. Искренняя любовь художника к
    Родине, гордость великими подвигами русских бойцов выражены в картинах
    Авилова ясным реалистическим образным языком.
    Творчество Авилова развивало традиции русской реалистической живописи
    конца XIX века. Профессиональное образование Авилов получил в батальной
    мастерской Академии художеств под руководством профессора Н. С.
    Самокиша. В молодые годы он испытал сильное влияние И. Е. Репина.
    Авилов был участником первой мировой войны, перед его глазами проходили
    события гражданской войны в Сибири. Личные впечатления составили основу
    правдивости и убедительности изображения написанных им военных сцен.
    В последующие годы художник постоянно наблюдал жизнь советских
    воинов, выезжал на маневры, а позднее на места боев на Карельском
    перешейке. Все это давало художнику возможность уверенно и правдиво
    передавать картины боевых столкновений. Постоянная работа над пейзажем
    укрепляла его мастерство изображения групп и отдельных фигур в реальной
    природной среде, развивала умение передавать пространство, свет и
    воздух, изменчивое состояние земли в различные времена года, словом все
    то, что составляло сцену действия героев его картин.
    К началу Великой Отечественной войны Авилов был уже зрелым мастером,
    обладавшим большим творческим опытом. Нападение гитлеровской Германии на
    нашу родину вызвало высокую волну горячего патриотического чувства в
    сердцах многомиллионного советского народа, проявившего массовый героизм
    на фронтах войны и в напряженном труде в тылу. Советские художники всей
    душой откликнулись на призыв партии и поставили свое творчество на
    служение великому делу защиты социалистической родины. Многие из них,
    потрясенные драматическими переживаниями, передали свои чувства в
    замечательных художественных произведениях.
    В период войны особое значение приобрело воспитание средствами искусства
    чувства советского патриотизма в широких массах советских людей.
    Существенную роль в этом деле играло воскрешение славных исторических
    традиций освободительной борьбы народов нашей страны против иноземных
    захватчиков. Этим определялось возникновение многих художественных
    произведений на темы давних событий отечественной истории.
    В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова
    «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная
    художником в 1943 году.
    Желание написать картину на тему битвы на Куликовом поле зародилось у
    Авилова давно. В течение многих лет он искал художественного выражения
    этой своей мысли, делал эскизные наброски; не удовлетворяясь полученным
    решением, оставлял работу над замыслом, снова возвращался к нему и снова
    откладывал его окончательное завершение.
    Еще в эскизе «Куликовская битва», созданном в 1943 году, незадолго до
    написания картины, замысел остается недостаточно оформленным. Композиция
    густо заполнена фигурами татарских воинов, в самой гуще которых яростно
    рубится Пересвет. Издали, спеша на выручку отважного бойца, русский
    отряд прокладывает себе дорогу сквозь массу татар. Эскиз перегружен
    множеством фигур и, при всей выразительности передачи жестокой схватки,
    не несет в себе обобщенного образа большого исторического события, но
    остается лишь изображением частного эпизода, имеющим иллюстративный
    характер.
    Затем пришло, наконец, настоящее решение. В основу картины было положено
    предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем
    рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом
    побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не
    вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а
    легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.
    Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к
    низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные
    обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и
    татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском
    прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой,
    стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не
    решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов
    выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер
    помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих
    сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно
    небольшой, но плотной, устойчивой.
  • Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота.Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Добавить комментарий