Решение домашних заданий

С помощью каких художественных приёмов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание» переданы размышленния героя персонажа о собственной судьбе?

1 января 0001 / Русский язык / Комментарии: 0

С помощью каких художественных приёмов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Завещание» переданы размышленния героя персонажа о собственной судьбе?

  • Данное стихотворение
    Лермонтова построено как предсмертный монолог лирического героя,
    обращенный, по-видимому, к его боевому товарищу. В лично­сти лирического
    героя прослеживаются черты народного ха­рактера:

    А если спросит кто-нибудь…

    Ну, кто бы ни спросил,

    Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был,

    Что умер честно за царя,

    Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

    Лирический герой верен своему патриотическому долгу: его любовь к родине
    сказывается в приверженности родному краю, которому раненый боец
    посылает свой последний привет. Ос­новная тональность стихотворения —
    неудовлетворенность, го­речь, грусть, которая нарастает к финальной
    части стихотворе­ния, где появляется образ женщины с «пустым сердцем»
    Именно в этом образе концентрируется все жестокое, несправед­ливое, что
    испытал в жизни умирающий солдат:

    Соседка есть у них одна…

    Как вспомнишь, как давно Расстались… Обо мне она Не спросит… все равно,

    Ты расскажи всю правду ей,

    Пустого сердца не жалей;

    Пускай она поплачет…

    Ей ничего не значит!

    Простотой и обыденностью своих слов, за которыми про­слеживается
    привычный уклад жизни обычного человека, уми­рающий боец как бы
    подавляет свои страдания, заклинает свою боль. Трагическое волнение,
    душевная печаль переданы поэтом через перебои фразы, многочисленные
    паузы:

    Поедешь скоро ты домой:

    Смотри ж… Да что? моей судьбой,

    Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

    Интересно высказывание В.Г. Белинского об этом стихотво­рении. «…Это
    похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее
    голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и
    не сверкает образами, но не­брежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и
    худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому
    пусть идет себе как оно хочет… Отца и мать жаль огорчить… Возле них есть
    соседка — она не спросит о нем, но нечего жалеть пустого сердца — пусть
    поплачет: ведь это ей нипочем! Страшно! Но поэзия есть сама
    действительность, и потому она должна быть неумолима и беспощадна, где
    дело идет о том, что есть или что бывает… Кто не печалился и не плакал,
    тот и не возрадуется, кто не болел, тот и не выздоровеет, кто не умирал
    заживо, тот и не восстанет…»


Добавить комментарий