Решение домашних заданий

Что такое анализ стихотворения?

4 июля 2016 / Школа / Комментарии: 1

Что такое анализ стихотворения?

Что такое анализ стихотворения?: один комментарий
  1. olololo67
    4 июля 2016 в 12:42 – Ответить
    План анализа стихотворения:

    1. Автор и название стихотворения.

    2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
    Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

    3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

    Тема стихотворения:
    — пейзаж;
    — общественно-политическая;
    — любовная/интимная;
    — философская.

    Сюжет:
    — есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
    — без сюжета: образы чувств (…).

    4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
    Какую лексику использует автор:
    — бытовую, повседневную
    — литературную, книжную
    — публицистическую
    — архаизмы, устаревшие слова

    5. Композиция лирического произведения.
    Необходимо:
    — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
    — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
    — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
    — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
    — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
    Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
    Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
    Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
    Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

    Композиция: размер, рифма, ритм.
    Размер:
    акцентный стих;
    _ _’ _ амфибрахий;
    _ _ _’ анапест;
    верлибр (свободный или белый стих);
    ‘_ _ _ дактиль;
    дольник;
    ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
    _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

    Рифма:
    аабб — парная;
    абаб — перекрёстная;
    абба — кольцевая.
    анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
    переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

    6. Поэтическая лексика.
    Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
    — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
    — определить своеобразие и активность использования тропов.

    Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
    — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
    — гипербола — художественное преувеличение;
    — ирония — скрытая насмешка;
    — литота — художественное преуменьшение;
    — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
    — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
    — паралеллизм;
    — сравнение;
    — эпитет — художественное определение.

    7. Стилистические фигуры:
    Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
    — антитеза/противопоставление;
    — градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
    — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
    — повторы/рефрен;
    — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
    — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

    8. Поэтическая фонетика:
    Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
    — аллитерация — повторение одинаковых согласных;
    — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
    — ассонанс — повторение гласных;
    — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

    9. Образ лирического героя, авторское «Я».
    — сам автор,
    — рассказ от лица персонажа,
    — автор играет какую-то роль.

    10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

    11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Добавить комментарий