Решение домашних заданий

Анализ сцены убийства Раскольникова

13 июля 2016 / Школа / Комментарии: 1

Анализ сцены убийства Раскольникова

Анализ сцены убийства Раскольникова: один комментарий
  1. милашккотенок
    13 июля 2016 в 17:02 – Ответить
    Внутренние движущие силы личности Раскольникова . Первоначальный замысел (письмо к Каткову): мотивы преступления Раскольникова вполне определенны: убить одно ничтожное, вредное существо с целью осчастливить на его деньги обездоленных, в круг которых входят и родные героя. Вторая редакция романа: идея убийства как прямого способа перераспределить материальные блага в пользу обездоленных разрастается до идеи убийства ради обретения ощущения власти над людьми: это ощущение власти, силы необходимо Раскольникову , чтобы совершать добрые дела. В процессе дальнейшей работы над романом Достоевский трансформирует идею убийства ради власти, необходимой для добрых дел, в идею убийства ради достижения превосходства над людьми. Но при этом не отказывается и от первоначальной трактовки героя как заблуждающегося доброго сердца. 
    В личности главного героя романа «Преступление и наказание» выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям и идея безграничного презрения к людям — идея Наполеона. (Разумихин: в Раскольникове «два противоположных характера поочередно сменяются»). Противоборство двух составляющих личности Раскольникова является той пружиной, которая определяет развитие сюжетной интриги произведения. 
    В начале эпизода описание двух пространственных ориентиров: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший… пренеприятнейшее впечатление и даже страх». Церковь, «которую он любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой. 
    Очевидно: в сознании семилетнего героя сна эти пространственные ориентиры противопоставлены друг другу. 
    Кабак как место, наполненное отвратительными звуками: хохотом, руганью, безобразным и сиплым пением; посетители кабака — «толпа», «пьяные рожи». Церковь, напротив, ассоциируется с чем-то безмолвным, величественным; в связи с ней вспоминаются конкретные дорогие, близкие люди: бабушка, маленький брат. Церковь и кабак — это своеобразные символы, олицетворяющие два противоположные начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога… и пыль на ней всегда такая черная»). 
    Сцена бессмысленного убийства лошади («кобыленки»; сравним: «старушонки»). Обращает на себя внимание возраст героя сна — семь лет. Известно, что числа играют в романе Достоевского исключительно важную роль. Число 7 в теологии — истинно святое число, т.к. оно соединяет числа 3 (божественное совершенство) и 4 (мировой порядок). Указывая на возраст героя, Достоевский тем самым дает читателю сигнал об истинности его взгляда на мир, о гармоничности системы ценностей: они совпадают с христианским мировоззрением самого автора. Совершенно очевидно, что Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Противопоставление двух пространственных ориентиров-символов оттеняется в эпизоде не менее очевидным противопоставлением двух героев, являющихся носителями праведного и неправедного жизненных начал. 
    Цветовые сигналы в центральной сцене эпизода. Рисуя портрет Миколки, автор использует определение «красный». Мы знаем, что роман «Преступление и наказание» построен с использованием преимущественно двух цветов: желтого и красного. Если желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, надрыва, расстройства, болезненности, окружающую героев, — то красный ассоциируется с кровью, с преступлением. Появление красного цвета в описании внешности Миколки — это знак, указывающий на то, что реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана, они связаны кровью. Дальнейшее развитие действия подтверждает такое предположение: первая мысль Раскольникова после сна, — мысль о крови: «…да неужели ж я… буду скользить в липкой, теплой крови… прятаться, весь залитый кровью…» 
    Эпизод сна дан в обрамлении двух внутренних монологов героя. В первом Раскольников уже принял решение об убийстве : «Я к нему… на другой день после того пойду, когда уже то будет кончено».

Добавить комментарий