Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера и особенности ее положений

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера и особенности ее положений

Обязанности зама представляют собой внутренний документ, который разрабатывается организациями самостоятельно. Содержание инструкции основывается на стандартной структуре, однако в редакцию обычно вносятся изменения, которые уточняют права менеджера второго уровня с учетом особенностей предприятия и опыта прошлых лет. При этом не стоит забывать о том, что у главного бухгалтера может быть несколько помощников, каждый из которых может вести ответственное направление деятельности.

С точки зрения прав и функциональности сотрудника именно заместителю отводится одна из важных ролей. Помощник должен не только знать обязанности старшего товарища, но и вникать в деятельность каждого работника бухгалтерии.


Что такое должностная инструкция заместителя главного бухгалтера

В профильном регламенте специалиста должны быть указаны общие положения, права, обязанности и ответственность сотрудника, как действующего, так и принимаемого на работы впервые:

  • Рекомендательная часть. Включает требования, которые предъявляются к кандидатам на замещение должности. Среди таких качеств работника наличие стажа по специальности, образование и повышение квалификации. Здесь же указываются порядок оформления сотрудника на работу и его место в штатной структуре. Согласно последнему параметру определяются взаимоотношения по должности;
  • В разделе прав и обязанностей заместителя главного бухгалтера как ключевой части инструкции описываются полномочия сотрудника. На эту часть документа следует обращать особое внимание, в частности на соответствие актуальным нормам действующего законодательства. Содержание раздела не должно допускать двойного чтения обязанностей во избежание выхода специалиста за рамки полномочий;
  • Ответственность, которую несет работник перед организацией и перед Законом. В разделе важно совместить возможность наказаний с нормами гражданского и трудового законодательства.

Инструкция заместителю утверждается руководителем на лицевой части.

Про роль бухгалтера и его зма расскажет данное видео:

Суть и цель документа

К числу основных задач, которые должна решать инструкция, относятся обеспечение грамотного распределения обязанностей сотрудника, соизмеримость с установленным окладом денежного содержания и мотивацией работника. Документ составляется таким образом, чтобы при необходимости его можно было доработать под действующие реалии рабочего процесса, действующего законодательства.

На практике сложнее менять содержание инструкции, когда должность является укомплектованной. По этой причине руководство предпочитает вносить изменения перед планируемым замещением. В любом случае трактовка инструкции не должна приводить к спорам между сотрудником и начальством.

Какими нормативными актами регулируется

При разработке должностной инструкции заместителя главного бухгалтер следует руководствоваться целым рядом нормативных документов. Это исходит из того, что специалист по роду обязанностей работает по вопросам трудового, налогового, гражданского законодательства. Основополагающим руководящим документом при разработке инструкции является Закон о бухгалтерском учете 2011 года № 402.

В зависимости от специфики предприятия заместитель главного бухгалтера может быть наделен дополнительными обязанностями. Ввиду таких особенностей специалисту будет необходимо вникать в вопросы, например, технического характера. Это могут быть строительные сметы, планы капитального ремонта. Естественно, по таким направлениям нужны будут не только знания, но и документы, подтверждающие прохождение дополнительного образования. Для закрепления таких требований и существует инструкция.

Виды корпоративных регламентов

Как уже отмечалось выше, к заместителю главного бухгалтера как профильному специалисту, могут предъявляться дополнительные требования. Устраиваясь на работу, соискатель должен понимать, в какую структуру он попадает.

  • Например, если это бюджетная организация, то в ней не будет как такового коммерческого учета и привычных бухгалтерских программ.
  • Еще одним примером должностной инструкции являются обязанности заместителя, работающего в филиале компании. То есть получается, что подчиненный главного бухгалтера фактически будет обладать функционалом старшего товарища, но только в качестве помощника.

C теми или иными дополнениями существуют ДИ зама главбуха по налоговому учету, по профстандарту, в бюджете, в казенном учреждении, ЖКХ, в строительстве, по финансам, по производству, и даже по заработной плате.

Обязательно ли составлять должностные инструкции? об этом — в данном видео:

Кто составляет и где используется

Основным инициатором разработки должностного регламента своего заместителя является главный бухгалтер. Поскольку помощник будет подчиняться не только своему непосредственному начальнику, но и руководству предприятия, соответствующие должностные лица имеет полное право вносить свои коррективы в корпоративный регламент сотрудника.

Должностные обязанности обычно составляются в трех экземплярах. По одной копии хранится в кадрах организации и у главного бухгалтера, третий экземпляр должен находиться у самого работника.

Положения инструкции

  • Общие – порядок подчинения и основы деятельности специалиста, что должен знать;
  • Основные функции сотрудника;
  • Обязанности;
  • Права;
  • Ответственность;
  • Взаимоотношения по должности.
  • Подписи должностных лиц предприятия и ознакомительная роспись.

Образец ДИ можно скачать здесь.

Пример ДИ заместителя главного бухгалтера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *