Решение домашних заданий

Допоможіть будь-ласка.1 Укажіть на які групи за тематикою поділяються міфи?2 Чи є алегорія у міфі про Прометея?

1 января 0001 / Другой / Комментарии: 0

Допоможіть будь-ласка.

1) Укажіть на які групи за тематикою поділяються міфи?
2) Чи є алегорія у міфі про Прометея?

  • ПРОМЕТЕ́Й (греч. Prometheos — «Промыслитель») — в древнегреческой мифологии — сын титана Иапета и океаниды Климены (в ином варианте — богини правосудия Фемиды). Двоюродный брат Зевса. Братьями Прометея были Атлант (греч. Atlantas — «Несущий»), титан, поддерживающий небесный свод; Менетий (греч. Menetos — «Терпеливый»), олицетворение заносчивости (Зевс сбросил его в тартар); и Эпиметей (греч. Epimetheos — «Крепкий задним умом») — он взял в жены Пандору, от которой произошли все несчастья на земле. Сам Прометей олицетворял в античной мифологии и искусстве пытливость ума. Его имя можно перевести также: «Мыслящий прежде, предвидящий». Прометей — защитник и покровитель людей. По одному из вариантов мифа, именно он, как гончар, вылепил из глины первого человека (см. также происхождение искусства; Хнум). Сделал это по воле Зевса, богиня Афина вдохнула в скульптуру душу (см. протопласт). Однако Прометей создал человека гордо смотрящим в небо, по подобию богов:Сделал подобье богов, которые всем управляют.
    И между тем как, склонясь, остальные животные в землю
    Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо
    В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.
    Овидий. «Метаморфозы» (1:83—86)В Средневековье этот момент подчеркивали более всего (см. «Морализованный Овидий»). В другом варианте мифа рассказывалось, что первым слепил человека недальновидный Эпиметей, но не смог вдохнуть в него душу, и Зевс превратил такого человека в обезьяну (вариант: Эпиметей отдал все способности животным, так что человеку их не хватило). Согласно христианским представлениям, столь несовершенный акт творения был завершен Христом, а Прометей был предзнаменователем совершенного человека (сравн. Адам; «Сотворение Адама»). Увидев, что животные снабжены всем необходимым для выживания, а человек беспомощен и слаб, Прометей проявил сострадание и украл из мастерской божественного кузнецаГефеста огонь (по совету или при участии богини Афины), который вынес тайно в тростнике — нартексе. Вместе с огнем он взял у Гефеста «премудрое умение» и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать, носить одежду (сравн.Гермес; Тот), различать времена года и приносить жертвы богам. Представление о Прометее как создателе людей появляется не позднее середины IV в. до н. э. В Древнем Риме Прометея, создающего из глины первого человека, изображали в рельефах саркофагов (см. римская скульптура, рельефы, саркофаги). Еще одна версия мифа: «Прометей поднялся на небо с помощью Минервы и, поднеся факел к колесу солнца и украв огонь, показал его людям»1. В Средневековье алхимики считали миф о Прометее аллегорией превращения низшей, мертвой материи в высшую, телеснойприроды — в духовную, слабости — в силу. За любовь к людям Зевс решил наказать Прометея (вариант: за дерзость, потому что Прометей осмелился полюбить богиню Афину; есть и другие версии). По приказу верховного бога Гефест (в другом варианте — Гермес) приковал Прометея к скале на Кавказе. Каждый день к мученику подлетал орел (символ Зевса) и клевал ему печень, которая за ночь вырастала вновь (сравн. Титий). От неблагодарных людей Прометей так и не дождался помощи, его освободил Геракл. Культа Прометея в античности также не возникло, даже в средеремесленников, наследников Прометея, почитали не его, а Гефеста и Афину. На древнегреческих вазах чаще всего изображали не героическиеэпизоды мифа, а мучения наказанного Прометея. В римское время, например в сочинениях Горация (65—8 гг. до н. э.), деяния Прометея осуждались, поскольку он вложил в человека только злобу и зависть, отсюда все беды и вражда среди людей. Христианские авторы рассматривали сюжет наказания Прометея в качестве прообраза Распятия Христа неблагодарными иудеями. И только на рубеже XVIII—XIX вв., в период романтическогодвижения, миф о Прометее стали рассматривать как аллегорию блага, дарованного человеку с небес, а божественный огонь, доставленный Прометеем на землю, — в качестве символа творческого вдохновения.

Добавить комментарий