Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Предпосылки

Средняя выплата по полису ОСАГО, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), составляет 36 тыс. руб., а через суд – 50 тыс. руб. (без учета неустоек).

По статистике, удовлетворяется каждый шестой иск. Страховщики терпели убытки.

Да и потерпевшему приходится долго возиться с бумагами. Сначала 30 дней ждать первого решения.

Потом еще 20 его оспаривать, а уже после этого обращаться в суд. Поэтому в РСА вспомнили о том, что была разработана единая методика расчета ущерба по ОСАГО, и решили ее задействовать.

Она должна снять до 80 % споров и сократить разрыв между оценками экспертов. В результате водители будут получать реальные деньги не через суд, а от страховой компании (СК).

Структура методики

Единая система вычисления сумм к возмещению — это объемный документ, который состоит из 7 глав, являющихся основными и 10 приложений.

Структура методики в виде таблицы выглядит так:

Единая система определения расходов представляет собой солидный документ, состоящий из семи основных глав и 10 приложений. Ее структура состоит из следующих глав и приложений:

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее.

С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт. Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Разногласия

Проблему с оценщиками также решает единая методика расчета ущерба по ОСАГО. Проект содержит правила проведения экспертизы.

Если компания уже заключила договор с оценщиком, то клиенту придется воспользоваться его услугами. У страховщика есть право осмотреть поврежденное транспортное средство (ТС).

А владелец обязан предоставить авто на экспертизу по закону. В РСА считают, что единая методика расчета ущерба по ОСАГО позволит избавиться от недобросовестных автоюристов.

Так ли это на самом деле, покажет практика.

Как изменилась ситуация после введения новой методики

Несмотря на некоторые недостатки после введения методики рассматриваемого типа количество судебных исков по поводу невыплаты средств страховыми существенно снизилось.

При этом в некоторых случаях вычисленная данной методикой сумма ниже действительной. Но соответствующие правки в скором времени будут внесены.

Сегодня процедура вычисления величины ущерба приведена к общему знаменателю. Что существенно упрощает процедуру получения средств. Но оптимальным решением все равно будет являться ремонт на СТО страховой компании.

1. На основании пункта 3 статьи 12.

Приложениек Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 года N 432-П»О единой методике определения размерарасходов на восстановительный ремонтв отношении поврежденноготранспортного средства»

С 19 сентября 2014 года для расчета сумм компенсаций по страховым случаям ОСАГО используется утвержденный Центробанком РФ порядок. Он описывается Положением № 432-П. В этом документе содержатся сведения

«О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Она применяется для расчета ущерба автомобилю после ДТП по ОСАГО.

Запчасти

Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

  • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
  • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
  • Наименование марки застрахованного автомобиля.
  • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

Раньше при расчёте ущерба использовалась средняя стоимость деталей. Страховщики могли ее изменять на свое усмотрение.

Недовольные автовладельцы оспаривали решение через суд. Только в 2013 году было подано 600 тысяч исков.

В то время как в США суды вообще не занимаются такими делами, так как компании используют официально зафиксированную стоимость деталей для автомобилей, что сводит все разногласия на нет.

Для этих же целей разработана единая методика расчета ущерба по ОСАГО.

Что касается стоимости нормочаса работ, то она отличается для различных марок автомобилей в разных регионах.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Установление размера выплат — основная формула

Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.

Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации. Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.
  • Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

    Детали взамен поврежденных (с учетом износа);

    Проведение ремонтных работ.

    Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму.

    Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

    Размер ущерба по решению суда 155 523,03 руб
    Вместо предложенных страховщиком 48 231,92 руб

    Разница более чем в 3 раза.

    Размер ущерба по решению суда 270 479,54 руб
    Вместо предложенных страховщиком 131 000 руб

    Разница более чем в 2 раза.

    После получения отказов по досудебным претензиям дела передавались в суды, где выносились положительные вердикты. Разница в суммах компенсаций, рассчитанных экспертом и предложенных страховой компанией, показывает, что единая методика несостоятельна в отношении расчета цен на комплектующие, материалы, восстановительные работы.

    Страховые компании обязаны производить расчет ущерба в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства. Вы всегда можете проверить правильность расчетов, т.к.

    стоимость запасных частей и нормо-часов работ определяет Центробанк России и данные сведения находятся в открытом доступе на сайте Российского Союза Автостраховщиков.

    Если в страховой компании Вам не выдают калькуляцию стоимости восстановительного ремонта Вашего автомобиля – с вероятностью 92% Вас обманывают.

    Истирание шин рассчитывается по формуле: ИШ = (НН — НФ) / (НН — НДОП) * 100%, где НН — это высота рисунка протектора неиспользованной покрышки, НФ — фактическое состояние, НДОП — допустимый минимум (согласно нормативным актам РФ).

    Как посчитать убытки по базе Российского союза автостраховщиков?

    Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

    1. Средняя стоимость запчастей.
    2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
    3. Средняя стоимость расходных материалов.

    Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

    • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
    • В марте 2016 года произошла авария.
    • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
    • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
    • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
    • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
    • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
    • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.

    Другие нюансы

    Единая методика расчета ущерба по ОСАГО (октябрь, 2014) предусматривает погрешность подсчета в 10 %. В теории эта цифра должна компенсироваться инфляцией.

    На практике же это может стать хорошей лазейкой для снижения суммы расчетов. Если раньше подобные проблемы решались через суд, то теперь оспорить решение будет гораздо тяжелее, ведь при расчетах используется официальный документ.

    Второй минус – методика не перекрывает старые схемы, когда в выплатах полностью отказывали.

    После введения данной методики появилось множество нюансов в процессе расчет ущерба, поэтому для определения наиболее объективной цены ремонта стоит учитывать их все.

    В первую очередь, было введено множество коэффициентов, с помощью которых можно предельно точно рассчитать общую стоимость повреждений.

    Наиболее важными среди них стоит отметить коэффициенты:

    • позволяющие проводить учет ущерба, влияющего на общий износ транспортного средства, а также сказывающийся на допустимом сроке его дальнейшего использования;
    • позволяющие учитывать дополнительный износ, который распространяется на различные детали и узлы авто;
    • позволяющие учитывать общий срок службы автомобиля на момент аварии.

    Процедура, по которой оценивается объем нанесенных повреждений, предусматривает использование максимально простой формулы: Свр=Рр Рм Рзч.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *