Контроль за уплатой страховых взносов

Права и обязанности внебюджетных ревизоров

Правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды контролируют:

  1. Пенсионный фонд и его территориальные органы:
  • в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • в отношении взносов на обязательное медицинское страхование.
  1. Фонд социального страхования и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Можно заметить, что Пенсионный фонд будет контролировать не только свои, но и «медицинские» взносы. В этих целях фонд и его территориальные органы будут обмениваться информацией с Федеральным фондом и территориальными фондами обязательного медстрахования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями о таком обмене (ч.

3 ст. 3 Закона о страховых взносах).

Плательщики взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной их уплаты в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам.

Плюс к этому на нарушителя может быть наложен штраф, и независимо от применения мер ответственности за допущенные нарушения плательщиком взносов уплачивается пеня (1.300 от ставки ЦБ РФ).

Законом о страховых взносах предусмотрены следующие способы взыскания:

  • за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика;
  • за счет иного имущества плательщика, включая наличные денежные средства.

Взыскание недоимки (штрафа, пени) производится по решению органа контроля путем направления в банк плательщика поручения на списание и перечисление во внебюджетные фонды необходимых денежных средств (ст. 19 Закона о страховых взносах).

При этом до принятия такого решения фискалы должны направить плательщику требование об уплате недоимки (пеней, штрафов). Во внесудебном порядке контролирующий орган может взыскать взносы со счетов плательщика в течение двух месяцев, после пропуска этого срока ревизорам придется обращаться в суд с иском о взыскании недоимки (пеней, штрафов).

При недостаточности денежных средств на счетах согласно ст. 20 Закона о страховых взносах контролирующие органы могут наложить арест на имущество. Постановление о взыскании задолженности за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате взносов и санкций, а выполняют данное постановление судебные приставы-исполнители.

В целом Закон о страховых взносах во многом повторяет нормы Налогового кодекса о проведении проверок, однако он уступает налоговому документу, который совершенствовался уже не один раз, поэтому, возможно, нормы Закона потребуют в дальнейшем уточнения и разъяснения уполномоченных органов.

бухгалтерский учет и налогообложение»

Налоговым кодексом РФ установлен следующий порядок контроля за корректным и своевременным проведением уплат сумм на страхование:

  1. Медицинское страхование и страхование пенсий становится объектом контроля со стороны ФНС.
  2. Пенсионный фонд продолжает осуществляет контроль за проведением операций по документам за время до начала 2017 года.

В органы ФНС должны передаваться единые расчёты по всем страховым взносам, производимым с 2017 года. Первым таким отчётом стал отчёт за 1 квартал этого года.

При передаче функций администрирования страховых взносов в налоговые органы с начала 2017 года все предприятия столкнулись с множеством проблем:

  1. Выявлены несуществующие на самом деле задолженности по взносам за 2016 год.
  2. Нет чёткого понимания, что следует делать с недоимками и переплатами за предыдущие годы.
  3. Каким способом исправлять ошибки в первых отчётах в налоговые службы в этом году.

Однако полученные сведения во многих случаях не соответствуют этой схеме: есть случаи включения в сальдо на 01.01.2017 года взносов, начисленных по итогам расчётов за предыдущий 2016 год.

Но налоговые службы не вправе самостоятельно исправлять и изменять полученную информацию. Сведения могут быть исправлены только после предоставления уточнённой информации из ФСС.

— требовать от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты, по установленным формам;

— проводить проверки плательщиков страховых взносов;

— на основании письменного уведомления вызывать плательщиков страховых взносов для дачи пояснений по уплате ими страховых взносов;

— инициировать процедуру банкротства в отношении неплательщиков страховых взносов.

4 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

— производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

— приостанавливать операции по счетам в банках или налагать арест на имущество плательщика;

— осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территорию плательщика;

— проводить инвентаризацию имущества плательщика;

— привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

— вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Органы контроля не обязаны информировать плательщиков страховых взносов о предстоящих проверках в индивидуальном порядке. Вместе с тем в соответствии с п.

5 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ утвержденные ежегодные планы по проведению проверок доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальном сайте органа государственного контроля (включая ПФР и ФСС РФ) в сети Интернет либо иным доступным способом.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля проводят совместные выездные проверки на основании ежегодных планов проведения проверок.

Поскольку законодательно закреплено совместное проведение проверок, можно ожидать принятия документа, который будет регламентировать их совместные действия.

Также предусмотрен порядок информационного обмена между контролирующими органами (п. 3 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. Начиная с 2010 г. налоговые органы лишены полномочий по проведению выездных налоговых проверок на предмет правильности исчисления и уплаты страховых взносов за 2007 — 2009 гг., то, что они переданы ПФР и ФСС, следует из п. 1 ст. 3 и п. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

— контроль за соблюдением законодательства РФ о страховых взносах;

— учет плательщиков страховых взносов;

— разъяснение порядка исчисления и уплаты страховых взносов, а также принятых нормативно-правовых актов.

Методика проведения проверок плательщиков страховых взносов

Законом о страховых взносах предусмотрены два вида контрольных мероприятий, проводимых в отношении плательщиков: камеральные и выездные проверки. Они преследуют одни и те же цели.

Это контроль за соблюдением плательщиком законодательства об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты взносов во внебюджетные фонды.

Цели внебюджетных проверок аналогичны целям налогового контроля, поэтому ревизорами различных ведомств используются сходные способы проведения контроля плательщиков.

Камеральные проверки. Данное мероприятие внебюджетного контроля проводится по месту нахождения контролирующих органов, которые проверяют плательщика на основании расчетов по страховым взносам и иных документов о его деятельности.

Для проведения камеральной проверки не требуется специального разрешения, и проводится она, так же как и налоговая проверка, в течение трех месяцев со дня представления плательщиком отчетности (расчета по страховым взносам).

ФСС, в отличие от органов контроля ПФР в ходе камеральной проверки контролирует не только правильность исчисления взносов, но и обоснованность расходов на выплату страхового обеспечения (пособий по нетрудоспособности и т.

д.). Указанные расходы также должны быть подтверждены документами по выплате обязательного страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч.

7 ст. 34 Закона о страховых взносах).

Органы контроля в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ уполномочены проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Цель проверок одна — контроль за соблюдением плательщиками законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Кроме того, ФСС контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п.

2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ). В ст. ст. 34 и 35 Закона N 212-ФЗ указан порядок проведения камеральных и выездных проверок.

Однако нормами названных статей не регламентирована методическая основа проведения данных проверок. В связи с этим, по нашему мнению, при проведении проверок органы контроля будут руководствоваться каждый своим документом.

1 Возможность применения этого документа обусловлена тем, что он разработан с учетом норм ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Для справки. Методики проведения проверки в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, у ПФР нет.

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее — Методические указания N 81);

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам;

— Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Применение вышеназванных Методических указаний, по нашему мнению, возможно в силу имеющейся в них ссылки на право при осуществлении проверок страхователей руководствоваться Федеральным законом N 165-ФЗ, который, в свою очередь, как нами было отмечено выше, в силу норм п.

3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ и ст. 2 Федерального закона N 165-ФЗ применяется при исчислении и уплате страховых взносов.

Результаты камеральных и выездных проверок

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 34 Закона N 212-ФЗ. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля по данным документов, представленных плательщиком.

Специального решения руководителя органа контроля для проведения камеральной проверки не требуется. Период проведения проверки ограничен тремя месяцами со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, то о них сообщается плательщику страховых взносов. Плательщик в течение пяти дней обязан дать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

В случае если данные пояснения или внесенные исправления не удовлетворят орган контроля и им будет установлен факт совершения правонарушения, в десятидневный срок со дня истечения срока проверки составляется акт в порядке, предусмотренном ст. 38 Закона N 212-ФЗ.

Если по итогам камеральной проверки нарушений не выявлено, то акт проверки не составляется и о результатах проверки плательщику не сообщается (п. 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки (как камеральной, так и выездной) в течение пяти дней с момента его подписания вручается лицу, в отношении которого она проводилась, под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

При этом, если лицо уклоняется от получения акта проверки, данный факт отражается в акте и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) (п.

4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).

В случае несогласия лица, в отношении которого проведена проверка, с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки оно вправе представить в орган контроля письменные возражения.

При этом к письменным возражениям могут быть приложены обосновывающие их документы.

Акт, материалы проверки, а также возражения рассматриваются руководством органа контроля. Решение по ним принимается в течение 10 дней.

Руководство органа контроля должно известить проверяемого о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов указанной проверки. В случае неявки материалы рассматриваются в его отсутствие.

При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.

Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки исследуются представленные доказательства.

— нарушало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, законодательство РФ о страховых взносах;

— образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

— имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

— обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководство органа контроля вправе вынести решение об истребовании необходимых документов (ст. 37 Закона N 212-ФЗ).

— о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (излагаются обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф);

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа).

В решениях указывается срок, в течение которого их можно обжаловать, и порядок обжалования.

Решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого оно было вынесено.

Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Отметим, что, если указанными способами вручить решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения в отношении проверенной организации ей направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.

Камеральная проверка

По результатам проверок начисления и уплаты страховых взносов составляется акт по установленной форме (в течение двух месяцев с момента завершения проверки).

Документ вручается в течение пяти дней проверенному лицу (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения). Ознакомившись с составленным проверяющими документом, плательщик может в течение 15 дней представить свои возражения по сделанным контролерами выводам.

К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов, для ревизоров.

На основании всех имеющихся документов производится рассмотрение материалов проверки, после чего руководитель контролирующего органа принимает решение о привлечении к ответственности или об отказе в наложении штрафа (в течение 10 дней).

При этом плательщик взносов может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, отсутствие письменных возражений не лишает данное лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

В решении о привлечении к ответственности за совершение нарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом, включая все сведения, имеющие к нему отношение.

В решении о привлечении к ответственности в обязательном порядке указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Копия решения о привлечении к ответственности вручается плательщику, после чего он уже получает требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.

Важно, что в ст. 43 Закона о страховых взносах перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, а в ст. 44 — обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность нарушителя.

К первым относятся совершение нарушения в силу чрезвычайных обстоятельств, выполнение письменных указаний уполномоченных органов, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля как исключающие вину нарушителя.

И наконец, отягощающие ответственность обстоятельства. В Законе поименовано одно из них — совершение нарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

При привлечении плательщика к ответственности учитываются все перечисленные обстоятельства. Кроме этого, в Законе о страховых взносах установлен срок давности, позже которого нарушитель не может быть привлечен к ответственности.

Данный срок составляет три года, и отсчитывается он со дня совершения нарушения и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности. Как видим, срок достаточно продолжительный и рассчитывать на него не стоит, за три года вероятность обнаружения ошибки при проведении тех или иных мероприятий достаточно высока.

И еще, у плательщика есть право на обжалование вынесенного контролирующим органом решения. Если плательщик с ним не согласен, то он может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в письменной форме в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу).

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт или решение, изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Если обжалование в вышестоящем органе не принесло результатов, плательщик может обратиться в суд.

Порядок проведения выездной проверки установлен ст. 35 Закона N 212-ФЗ. Выездная проверка проводится на территории (в помещении) плательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. В решении, кроме реквизитов плательщика, должностей и Ф.И.О.

проверяющих лиц, должны быть указаны предмет проверки и периоды, за которые она проводится (п. 4 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. Положениями Закона N 212-ФЗ не предусмотрена возможность привлечения к проведению выездных проверок должностных лиц налоговых органов.

Выездная проверка проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении (для обособленного подразделения — один месяц).

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки. Выездной проверкой может быть охвачен только трехлетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о ее проведении (п.

9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (п.

20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Формы документов, применяемых органами контроля при проведении проверок, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 957н.

В рамках выездной проверки органы контроля наделены правом проверять деятельность обособленных подразделений плательщика (п. 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

— для истребования документов;

— для получения информации от иностранных государственных органов;

— для перевода документов.

При этом общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев.

В соответствии со ст. 53 Закона N 212-ФЗ организации, в отношении которых проводились контрольные мероприятия, могут обжаловать решения и иные акты ненормативного характера, а также действия (бездействие) должностных лиц.

Процедуры обжалования материалов проверки регламентированы ст. 54 Закона N 212-ФЗ. Согласно п.

1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ под процедурой обжалования понимается подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой взносов (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

Отметим, что законодатель предусмотрел в п. 2 ст. 54 Закона N 212-ФЗ право на одновременное обжалование в названных органах.

Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда руководство организации узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен вышестоящим органом контроля (п. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт;

— отменить решение и прекратить производство по делу о правонарушении;

— вынести новое решение по существу.

Решение по жалобе вышестоящим органом принимается в течение одного месяца с момента ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).

Подателю жалобы сообщается о вынесенном решения в течение трех дней со дня его принятия (п. 4 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).

Виды нарушений и ответственность за их совершение

Нарушением законодательства о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое Законом о страховых взносах установлена ответственность.

При этом в Законе выделены в отдельные статьи несколько нарушений, сведения о них обобщены в таблице.

Ответственность за совершенные нарушения несут организации (учреждения) как плательщики взносов (ст. 41 Закона о страховых взносах). При этом не последнюю роль играет характер нарушений.

Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. В первом случае нарушитель осознает противоправный характер своих действий (бездействия), во втором нарушитель не осознает противоправного характера своих действий (бездействия) или их последствий, хотя должен был и мог это осознавать.

В зависимости от вины должностных лиц учреждения определяются вина в совершении правонарушения учреждения и его тяжесть (ст. 42 Закона о страховых взносах).

Взысканные с нарушителей штрафы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов, поэтому бухгалтеру нужно оформлять платежные поручения по реквизитам фондов, куда уплачиваются взносы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *