Lecture on Страховой рынок Италии

Гордость Италии — история успехов

Не припоминается ни одного эпизода, когда бы конкретный итальянский страховщик прошелся бы по конкуренту или неуважительно о нем отозвался. Корпоративная и цеховая солидарность местных страховщиков поражает: за время пребывания российской делегации не было ни одного эпизода, связанного с некорректностью поведения по отношению к конкуренту.

В наши дни итальянская экономика не демонстрирует высоких темпов роста ( 0,3% в 2003 году). Проблемы испытывают все сферы — борется за выживание ФИАТ, потерпел банкротство итальянский Пармелат, реализация в Италии пенсионной реформы грозит вылиться в правительственный кризис.

И в хорошо отлаженной и в целом неплохо регулируемой рыночной экономике происходят сбои и даже громкие банкротства, циклы подъема сменяются циклами спада.

Но именно в трудные времена чаще обращаются к страхованию. Не только историкам страхования известно, что понятие и слово «риск», пришедшее к нам в Россию из английского языка, происходит от итальянского rischiare, что означает «отваживаться» или, если брать английский эквивалент, «dare» — «сметь, иметь смелость».

Призвание страховой отрасли как раз в том и состоит, чтобы бизнес в целом брался решать новые задачи, шел вперед, расширяя масштабы своих операций. Страховщики не только помогают справиться с непосредственными последствиями того или иного бедствия, они создают условия не только для продолжения старого бизнеса, но и для его совершенствования и расширения, для нового делового старта.

Это правило полностью применимо и к Италии.

Рынок

На страховом рынке Италии работает около 200 компаний, 84 из них проводят страхование жизни. С 1998 по 2003 годы коэффициент убыточности, рассчитываемый по всему рынку, снизился с 86 до 76%, что является по европейским меркам более чем умеренным показателем.

Итальянские лекторы поведали о том, что благодаря новым технологиям и профессиональному менеджменту удалось опустить коэффициент административных расходов — с 25 до 23%.

Совокупные инвестиции итальянских страховых компаний составили в 2003 году 320 миллиардов евро, совокупное поступление премий превысило 100 миллиардов евро.

Обязательные виды страхования, помимо традиционного и непременного ОСАГО, составляют приличный список. Это страхование катеров, ядерных рисков, доставки почты, страхование ответственности авиаперевозчиков, включая ответственность перед экипажем и пассажирами; страхование ответственности владельцев танкеров за утечку нефти, страхование ответственности операторов зимних спортивных центров.

В последние годы начало активно развиваться до этого не востребованное негосударственное страхование пенсий. Характерно, что самый динамичный сектор — это страхование рисков населения, т.к. возможности работы по страхованию рисков корпоративного сектора кажутся на сегодня исчерпанными.

Регулирование и надзор

Регулирование страхового рынка все больше перемещается на наднациональный уровень. Соответствующие процедуры и механизмы отработаны и оптимизированы, хотя некоторые положения Европейских страховых директив могут порождать вопросы.

Так, итальянские эксперты возражали против узаконения многоуровнего маркетинга в качестве одного из признаваемых в Европе каналов продаж (мнения российских страховщиков по данной проблеме разделились).

Осталось впечатление, что проблемы регулирования и надзора к числу главных забот итальянских страховых практиков не принадлежат. Помимо государственного, есть, правда, еще и другой надзор — со стороны акционеров страховой компании.

Но главными рисками считаются все же риски чисто рыночного свойства, а не те, что создаются действиями или бездействием законодателей или предпочтениями акционеров.

Интерес к России

Итальянские страховщики охотно рассказывали о себе и своем рынке, но непосредственного интереса к работе в России не проявили. Даже Generali, которая осуществляет страховые операции в 60 странах мира, не планирует выхода на российский рынок, по крайней мере, в ближайшее время.

Ответственный представитель Generali, отвечая на соответствующий вопрос, сказал, что главное препятствие — это отсутствие в России финансовых инструментов для размещения страховых резервов.

Как можно было заключить из других, в том числе кулуарных разговоров, российский страховой рынок уступает с точки зрения привлекательности не только китайскому, но и индийскому.

Тем не менее, итальянцы инвестировали средства в венгерский страховой бизнес еще когда в Венгрии действовали серьезные ограничения по переводу страховых резервов за рубеж, и когда венгерская экономика в целом еще не продемонстрировала своей рыночной жизнеспособности.

Однако итальянские предприниматели, по их словам, были уверены в «здравом смысле» венгерских руководителей и их европейском выборе. Один из российских делегатов в ответ на проявление незаинтересованности заметил, то ли с облегчением, то ли огорчением или даже порицанием, что итальянцы придут на уже созданный рынок, который российским страховым компаниям придется развивать собственными силами.

В общем, в Италии не нашлось очевидных желающих возделать российское страховое поле. Однако серьезные операторы не занимаются громким декларированием своих намерений.

Generali, направляя крупные ресурсы на то, чтобы закрепиться на китайском рынке, освоиться в близлежащей Хорватии, поставить на ноги пенсионное страхование в Словакии, не забывает о проведении постоянного мониторинга ситуации в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *