ЛИМИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА — это — Что такое ЛИМИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА?

ФЗ о страховании гражданской ответственности

Страховка гражданской ответственности — это хороший способ обезопасить себя от внезапной задолженности перед иными гражданами. Но еще мало кто знаком с правилами, регулирующими такое страхование.

Что представляет собой полис добровольного страхования на практике? Например, в доме прорвало трубы. Если у вас есть полис, предусматривающий возмещение убытков в таких ситуациях, это означает, что страховая фирма без поиска виновной стороны выплачивает определенную сумму выгодоприобретателю.

В нашем случае выгодоприобретатель — это соседи. Тогда ответственность владельцев квартир, где прорвало трубу, страховая компания берет на себя и выплачивает соседям средства на ремонт их жилья; однако свою квартиру жилец будет восстанавливать за собственные средства. Все честно.

Когда клиент подписывает договор, он должен предварительно ознакомиться со всеми правилами добровольного страхования, чтобы знать свои права и обязанности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, от последствий которых, собственно, и предостерегает себя.

Договор добровольного страхования гражданской ответственности должен содержать по закону такие элементы:

  • объект, субъект страхования;
  • правила и обязанности страховщика и страхователя;
  • кто является выгодоприобретателем;
  • наступление страхового случая;
  • срок, в течение которого договор действует;
  • сумма, которая выплачивается компанией по наступлении чрезвычайной ситуации — страхового случая.

Объектом договора считаются имущественные интересы, связанные с возмещением причиненного их клиентом (страхователем) вреда иным лицам.

Подписанный клиентом и андеррайтером договор добровольного страхования ответственности уже не может подвергаться исправлениям или дополнениям. Поэтому все нюансы, которые не нравятся клиенту в договоре, обсуждать требуется своевременно.

Все правила добровольного страхования гражданской ответственности оформлены общим союзом страховщиков (всероссийским). А проверены и утверждены страховым надзором.

Правила содержат всю необходимую клиенту информацию. В документе учтены все нюансы оформления и подписания договора, порядок подсчета страхового тарифа и сумм возмещения.

(англ. liability insurance) — подотрасль страхования ответственности.

(англ. appraiser’s liability insurance) — механизм защиты потребителей оценочных услуг от ошибок, допущенных оценщиком в процессе профессиональной деятельности.

Страхование гражданской ответственности оценщика является обязательным в ряде стран, например, в США, Канаде, Великобритании. Страховые премии по данному виду страхования составляют от 0,5 до 12% страховой суммы.

Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апр. 2001 № 285, осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков отнесено к лицензионным требованиям и условиям при выдаче лицензии на осуществление работ (услуг) в области оценочной деятельности.

В России обязательное страхование гражданской ответственности оценщика введено в действие Законом РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998).

В соответствии с Законом прежде всего необходимо признание страхового случая (события, которое повлекло за собой причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности).

Однако предъявление к оценщику претензии заказчиком (даже полностью обоснованной) о возмещении причиненного вреда не может быть признано страховой компанией страховым случаем, пока оно не подтверждено вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Заказчику необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к оценщику. Только после решения суда о взыскании с оценщика за причиненный им вред он может обратиться в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения.

В соответствии с ГК РФ (ст. 931) договор страхования гражданской ответственности считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), а ими, как правило, являются заказчики оценщика.

При этом страховое возмещение выплачивается страховой компанией именно выгодоприобретателю (заказчику), а не оценщику. Кроме того, заказчик оценщика (выгодоприобретатель) вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассматривается страхование гражданской ответственности оценщиков, поскольку юридическое лицо не может страховать свою профессиональную ответственность, так как не обладает профессией.

— вид страхования ответственности, предусматривающий обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.

Большинство государств, в том числе Россия, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, не допускают к эксплуатации иностранные воздушные суда без страховых гарантий о возмещении вреда третьим лицам.

Риски гражданской ответственности авиаперевозчика являются одними из самых крупных и носят катастрофический характер, поэтому существует международная система перестрахования авиарисков, центром которой является корпорация Ллойд.

Страхование гражданской ответственности судовладельцев является разновидностью морского страхованияд.). В мировой практике страхование гражданской ответственности судовладельцев большей частью осуществляется через клубы взаимного страхования.

При страхование гражданской ответственности автоперевозчика предоставляется страховая защита имущественных интересов, связанных с убытками при эксплуатации автотранспорта как перевозочного средства.

— совокупность видов страхования ответственности, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной, или частичной компенсации вреда (ущерба), нанесенного объекту страхования.

С учётом большого числа видов гражданской ответственности законодательная база регулирует каждый из них по отдельности. В России самым популярным является страхование ответственности перевозчиков, работающих на автомобильном и авиационном транспорте.

Большой оборот в настоящий момент набирает страхование ответственности таможенных перевозчиков.

Более подробно рассмотрим федеральный закон, регламентирующий вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта, созданный в 2002 году (ФЗ №40).

В нём прописаны условия и принципы страхования, порядок расчёта и начисления компенсационных выплат, нюансы работы страховщиков. Если в ФЗ нет каких-то аспектов и правил, то следует руководствоваться международным договором РФ.

Страхование гражданской ответственности перевозчиков прописано в ФЗ №67, утверждённом в 2012 году. Этот документ информирует о последовательности действий и разрешении споров при нанесении вреда пассажирам (их багажу, здоровью, жизни) в случаях, связанных с перевозками.

Понятие

Гражданская ответственность подразумевает под собой обязательство денежной компенсации вреда, причиненного каким-то лицом стороннему лицу. Обязательство имеет место быть только при свершении определённых действий, которые влекут нарушение благ постороннего.

Ярким примером такой ответственности может послужить пожар в квартире, при котором убытки могут понести и владельцы соседних квартир (возгорание, повреждение водой или пеной во время тушения).

Хозяин либо арендатор сгоревшего жилья будет обязан возместить ущерб соседям. Это и есть его прямая гражданская ответственность перед сторонними лицами.

Добровольное страхование ответственности

Страхование ответственности разделяется на разные виды. И отдельного документа, регулирующего все тонкости таких дел, нет.

Каждый вид страхование регламентирует отдельный закон. Например, обязательное страхование владельцев автотранспорта регламентирует ФЗ № 40 от 2002 года.

Который, кстати, редактирован 27 апреля 2017 года. А вот гражданская ответственность перевозчиков подконтрольна ФЗ № 67 от 2012 г..

Срок действия договора

Наглядно классификацию страхования жизни можно представить в таблице.[2]

Гражданская ответственность застрахована, если заключён договор. Он является документом, подтверждающим обязанности страховщика защищать интересы своего клиента, доказывая его невиновность, либо выплачивать вместо него денежную компенсацию пострадавшему постороннему лицу.

Договор, касающийся правил страхования гражданской ответственности, содержит в себе важные аспекты:

  • объект страхования;
  • существующие риски;
  • период действия документа;
  • величину страхового покрытия.

В стандартном варианте договор заключается сроком на двенадцать месяцев. В законодательной базе существует определённый ряд исключений:

  • перевозчики водного транспорта оформляют полис только на время, когда водоём не покрыт льдом;
  • владельцы автомобилей, зарегистрированных не в России, но используемых на указанной территории, подписывают договор на период их временного пребывания здесь (минимум пять дней) и др.

По взаимному согласию двух сторон временные рамки действия договора могут быть сокращёны, но клиент страховой компании обязан перечислить страховую премию, если имели место долги.

Страховщик должен возместить затраты за вред, нанесённый третьему лицу, если страховой случай свершился до момента окончания действия договора.

На риске

Данный вид страхования считает страховым риском гражданскую ответственность застрахованного лица перед посторонними. Он взаимосвязан с предъявлением претензий от пострадавшей стороны. Клиент страховой фирмы переносит свои обязательства по возмещению убытков на саму организацию.

Вне риска — проф.жаргон — отсутствие ответственности страховщика. Выражение
употребляется в долгосрочных договорах страхования.

At risk

На риске — проф.жаргон — наличие ответственность страховщика, как правило, с
момента вступления в силу договора страхования.

Страхование гражданской ответственности перевозчика

То же касается владельцев и морского транспорта для перевозки грузов. Перевозчики грузов на далекие расстояния принимают на себя больше ответственности, чем автомобилисты. Поэтому для таких клиентов фирмы-страховщики имеют множество объектов страхования, разные тарифы.

Перевозчики имеют возможность добровольно обезопасить свои финансы на случай:

  • утери или повреждения товара при ДТП или перегрузке;
  • финансовые утери при невыполнении условий доставки груза;
  • запоздалой доставки;
  • незапланированных убытков при сортировке, переупаковке;
  • убытки при возгорании;
  • необходимости уплаты судовых издержек, которые нужно уплатить за разбирательства в суде после ДТП.

Перевозчик освобождается от уплаты за утерю груза, только если сможет доказать, что груз поврежден вследствие военных действий, стихийного бедствия, либо некое лицо намеренно устроило ДТП или поджег.

Страховая ответственность

Размер и порядок установления страховой суммы считаются важнейшими условиями договора, которые оказывают влияние на величину страховой премии, определяют возможность принятия риска на страхование, необходимость заключения страховщиком договоров перестрахования или сострахования.

При отсутствии значительных средств страховых резервов и/или невозможности перестраховать риски страховщик может отказаться от заключения договора страхования на страховую сумму, превышающую его возможности.

Страховая сумма бывает агрегатная и неагрегатная.
Неагрегатная страховая сумма — лимит ответственности страховщика по каждому страховому случаю.

Агрегатная страховая сумма — лимит выплат страховщиком за весь срок страхования (период действия договора). При агрегатной страховой сумме после выплаты страхового возмещения страховая сумма уменьшается на размер страховой выплаты, произведённой по данному риску.

Страховая сумма в договоре страхования может быть установлена отдельно по каждому риску, принятому на страхование, или по каждому страховому случаю для определения максимальных обязательств страховщика.

В каждой отрасли страхования установление размера страховой суммы и её форма как форма обязательства по страховой выплате имеют свои особенности.

В имущественном страховании страховая сумма определяется действительной фактической стоимостью имущества на момент заключения договора страхования в месте его нахождения. В имущественном страховании она не должна превышать страховой стоимостиобъекта страхования.

В договорах страхования имущества страховая сумма по договору страхования не может превышать действительной стоимости имущества, называемой также страховой стоимостью застрахованного имущества.

Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он считается недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора[2].

Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введён в заблуждение страхователем[2][4].

В том случае, если в отношении одного и того же объекта имущественного страхования заключено несколько договоров страхования с разными страховщиками, все они действуют в страховой сумме, которая не превышает страховой стоимости.

В личном страховании страховая сумма устанавливается по соглашению страховщика и страхователя[6][3]; в некоторых случаях принимается во внимание условная стоимость жизни.

В личном страховании выделяют страхование жизни и иные виды страхования.

В страховании жизни, как правило, в зависимости от страховой суммы определяется размер единовременной страховой выплаты при дожитии застрахованного лица до окончания срока страхования или в случае смерти застрахованного лица — назначенному им выгодоприобретателю[7].

По договору страхования жизни, в частности при пенсионном страхования, выплата страховой суммы может производиться в виде пожизненной ренты. В этом случае под страховой суммой подразумевается размер страхового обеспечения (ренты), выплата которого предусмотрена с периодичностью, установленной договором страхования[7].

В договорах страхования от несчастных случаев и медицинском страховании размер страховой суммы определяется максимальный размер выплаты, в пределах которой компенсируется ущерб, нанесенный интересам страхователя.

При этом подлежащая выплате сумма страхового обеспечения в договорах страхования от несчастных случаев может определяться по-разному[7]:

  • в процентах от установленной в договоре страхования страховой суммы, размер которой зависит от характера и степени тяжести последствий несчастного случая;
  • в фиксированном размере (или в установленном проценте от страховой суммы) за каждый день утраты трудоспособности.

Пределы исполнения обязательства страховщиком определяется размером страховой суммы.

Размер страховой суммы по договорам медицинского страхования может быть установлен, исходя из максимальных обязательств страховщика по каждому страховому случаю.

Количество договоров страхования и совокупная страховая сумма по действующим договорам личного страхования в отношении одного застрахованного лица не ограничиваются, то есть в личном страховании не запрещается страхование у нескольких страховщиков на любые суммы (так называемое двойное страхование).

Поэтому при наступлении страхового случая, предусмотренного условиями таких договоров (в отличие от договоров страхования имущества), каждый из страховщиков несёт обязательства в пределах страховой суммы каждого из договоров страхования.

Данная денежная величина устанавливается в договоре либо регламентируется ФЗ. Возмещение причинённого ущерба в материальном эквиваленте должно входить в её пределы. То есть лицо, пострадавшее от застрахованного человека, получит возмещение, не превышающее размер указанной суммы.

Её величина остаётся неизменной на протяжении всего времени действия договора. Указанная выплата градируется согласно указанным в полисе страховым рискам.

Если говорить о страховании ответственности владельцев авто, то за причинение вреда здоровью или жизни каждому стороннему лицу страховщик выплачивает сто шестьдесят тысяч рублей.

При нанесении имущественного ущерба размер страховой суммы увеличивается до четырёхсот тысяч рублей на каждого пострадавшего.

При нанесении вреда здоровью (жизни) пассажира нижний предел страховой суммы равен двум миллионам рублей, имуществу – двадцать три тысячи рублей.

Пример полиса страхования гражданской ответственности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *