Решение домашних заданий

Как вы понимаете принцип романтического двоемирия в творчестве Горького

1 января 0001 / Литература / Комментарии: 0

Как вы понимаете принцип романтического двоемирия в творчестве Горького

  • Принцип романтического двоемирия — концепция и коренная черта
    романтизма. Несоответствие, разлад идеального и реального мира, мечты и
    жизни. Противостояние романтика и окружающего мира. Двоемирие — это
    трагический разрыв между недостижимой мечтой и реальностью.

    Острый
    разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих
    романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием
    чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и
    действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип
    «романтической иронии». Своего рода самозащитой от нарастающего
    нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к
    человеческой личности, понимаемой романтиками как единство
    индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего
    содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и
    искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение
    характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на
    саму историческую действительность.
    Разочарование в силе разума и в
    обществе постепенно разрослось до “космического пессимизма”, оно
    сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, “мировой скорби”.
    Внутренняя тема “страшного мира”, с его слепой властью материальных
    отношений, тоской вечного однообразия повседневной действительности,
    прошла через всю историю романтической литературы. Романтики были
    уверены, что “здесь и сейчас” идеал, т.е. более содержательная,
    насыщенная, полноценная жизнь, невозможен, однако они не сомневались в
    его существовании – это так называемое романтическое двоемирие. Именно
    поиск идеала, стремление к нему, жажда обновления и совершенства,
    наполняли их жизни смыслом. Романтики решительно отвергли — новый
    общественный порядок. Они выдвинули своего, “романтического
    героя”—исключительную, духовно богатую личность, которая чувствовала
    себя одинокой и неприкаянной в возникающем буржуазном мире,
    меркантильном и враждебном человеку. Романтические герои то в отчаянии
    отворачивались от реальности, то бунтовали против нее, мучительно ощущая
    разрыв между идеалом и действительностью, бессильные изменить
    окружающую жизнь, но предпочитающие погибнуть, чем с ней примириться.
    Жизнь буржуазного общества казалась романтикам настолько пошлой и
    прозаичной, что они иногда вообще отказывались изображать ее и
    расцвечивали мир своей фантазией. Часто романтики изображали своих
    героев, находящимися во враждебных отношениях с окружающей
    действительностью, неудовлетворенными настоящим и устремленными в иной
    мир, находящийся в их мечтах. Романтики отрицали необходимость и
    возможность объективного отражения действительности. Поэтому они
    провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого
    воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались
    исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали
    герои. Романтиков привлекало все необычное (идеал может быть там):
    фантастика, мистический мир потусторонних сил, будущее, далекие
    экзотические страны, своеобразие населяющих их народов, минувшие
    исторические эпохи. Требование верного воссоздания места и времени –
    одно из важнейших завоеваний эпохи романтизма. Именно в тот период был
    создан жанр исторического романа.
    Но и сами герои их произведений
    были исключительны. Их интересовали всепоглощающие страсти, сильные
    чувства, тайные движения души, они говорили о глубине и внутренней
    бесконечности личности и о трагическом одиночестве настоящего человека в
    окружающем мире. Романтики действительно были одиноки среди людей, не
    желающих замечать пошлость, прозаичность и бездуховность своей жизни.
    Мятежники и искатели они презирали этих людей. Они предпочитали быть не
    принятыми и непонятыми, чем подобно большинству окружающих погрязнуть в
    посредственности, серости и обыденности бесцветного и прозаического
    мира. Одиночество – еще одна черта романтического героя. Он создает свой
    особый мир, более прекрасный, а потому и более реальный, чем окружающая
    действительность.

Добавить комментарий