Решение домашних заданий

Произведение «Горе от ума», Отношение Чацкого к Москве. Цитаты

1 января 0001 / Литература / Комментарии: 0

Произведение «Горе от ума», Отношение Чацкого к Москве. Цитаты

  • Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того
    времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил:
    старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового
    поколения прогрессивно настроенных людей России.

    Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые
    аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им
    удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

    Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся
    разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его
    взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе
    дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить
    о реакции на смелые суждения Чацкого.

    Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних
    влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую
    безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину,
    боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется
    влюбленным.

    На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья
    Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и
    званий.

    В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

    Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и
    скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь
    взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь
    возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений.
    Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы
    никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после
    разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает
    отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая
    Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир
    искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий
    убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает
    ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме
    вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб!
    Вот загляденье!..”

    Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.

    Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

    С такими чувствами, с такой душой Любим!

    Обманщица, смеялась надо мной!

    В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

    Зачем меня надеждой завлекли?

    Зачем мне прямо не сказали,

    Что все прошедшее вы обратили в смех?..

    …Вот я пожертвован кому!

    Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с
    легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
    Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот
    быстро распространяется по Москве.

    Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои
    поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.

    В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его
    обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить
    ход времени.

Добавить комментарий