Решение домашних заданий

Сочинение на тему Грибоедов «Горе от ума»

1 января 0001 / Литература / Комментарии: 0

Сочинение на тему Грибоедов «Горе от ума»

  • А. С Грибоедов. 
    Горе от ума. 

    Век нынешний и век минувший. 

    Улучшать нравы своего времени – 
    вот цель, к которой должен стремиться каждый 
    писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики». 
    (О. Бальзак) 

    Сочинение. 
    В истории каждого народа наступают такие периоды, когда действующие порядки и обычаи становятся устаревшими, неактуальными, отжившими свой век. И тогда приходят молодые, энергичные люди с новыми идеями, которые вносят свою лепту в развитие общества. Возможно ли избежать здесь конфликта, борьбы? Ответить на этот вопрос поможет комедия «Горе от ума». Конфликт комедии состоит в усилении противоречий между старыми, отжившими порядками и наступающими новыми. Ни одна из сторон, столь яростно борющихся за сохранение своей позиции, не желает уступать. 
    А всё начинается с Чацкого. Этот человек, сильно любивший Софью, уехал из Москвы, надеясь за её пределами избавиться от скуки, которую нагоняла на него столица и «общественный застой». Но он возвращается, так как не может побороть любовь, и надеется на взаимность: 
    «Спешил!…Летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко!» 
    Но его ждало разочарование: возлюбленная выбрала другого. И не только. Постепенно Чацкий начинает понимать, что со времени его отъезда так ничего и не изменилось; он снова сталкивается с тем, что выгнало его отсюда совсем недавно. 
    «Дома новы, да предрассудки стары». 
    Так рождается спор между Чацким и Фамусовым. Каждый, изложив свою программу, указывает, что намерен отстаивать свои позиции и отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. 
    «И точно, начал свет глупеть. 
    Сказать вы можете вздохнувши; 
    Как посравнить, да посмотреть 
    Век нынешний и век минувший». 
    Фамусов слеп, он не видит, что происходит вокруг. Пожалуй, главная причина его в том, что он не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится хлопот. А ведь Фамусов не любит перемен, ему удобней жить так, как он живёт. Он хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Для него это – священнодействие. Рождение, еда, смерть – вот основы его жизни: 
    «К Прасковье Фёдоровне в дом 
    во вторник зван я на форели. 
    …в четверг я зван на погребенье. 
    … в пятницу, а может и в субботу 
    я должен у вдовы, у докторши крестить». 
    Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно. Но он такой не один. Все окружающие его люди – «фамусовское общество» — считают также. Они не хотят нововведений, они привыкли так жить. Для них остановилось время. Эти люди привыкли быть господами в своём времени и желают так жить до конца. 
    А Чацкий – герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только не законны – им нечем питаться. В доме, где всё построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого – «незваная гостья», красноречие выглядит дерзостью, порывистость сулит лишь одни неприятные неожиданности, независимость делает его опасным. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий «властей не признаёт», так же как не признаёт чинов и богатство «отцов отечества», которые «грабительством богаты», и права их суда над ним. 
    Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонничество и шутовство. Про своё время он говорит так: 
    «вольнее всякий дышит», 
    «ваш век бранил я беспощадно». 
    Для нег свободная жизнь – это свобода от всех цепей рабства, которыми сковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», передаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода «служить или не служить» и так далее. 
    Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, гипотез – у него нет отвлечённостей. 
    Роль и физиономия Чацких неизменна. Он больше обличитель ото лжи и всего, что отжило, что заглушает свободную жизнь. Он знае

Добавить комментарий