Медицинская книжка при приеме на работу: как правильно оформить

Медицинская книжка при приеме на работу: как правильно оформить

Медицинская книжка представляет собой обязательный документ, необходимый для устройства на работу. Существует должности, при которых наличие медицинской книжки необязательно, однако большинство вакансий все-таки требуют этот документ.

Всем ли она нужна

Медицинская книжка (далее, будем использовать сокращение – «МК») необходима для подтверждения хорошего здоровья работника. Это исключает вероятность возникновения эпидемий на рабочем месте, а значит, снижает риски внепланово прекратить работу организации по медицинским причинам.

Статья 65 Трудового Кодекса Российской Федерации описывает полный спектр документов, необходимых для приема на работу. К этому списку относится и МК. Если работодатель требует предъявить какую-либо бумагу, которая не входит в список статьи 65, значит он совершает неправомерные действия.

Касательно такого документа как МК, существует перечень законодательных актов, регламентирующих использование данного документа:

  • статья 34 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
  • статья Роспотребнадзора №402-ФЗ «О личной МК»;
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития №302-Н.

Приказ Роспотребнадзора полностью оглашает весь спектр профессий, для которых необходимо иметь медицинскую книжку. Должности, устроится на которые без МК невозможно, это:

  • работа в отрасли производства молочных продуктов;
  • сфера водопроводных работ, очистительных, фильтрующих и т.п.;
  • фармакология и все, что с ней связано: изготовление, упаковка, продажа лекарств любых типов;
  • работа в общественных местах: гостиницы, общежития, обслуживание вагонов железной дороги и пр.;
  • работы, связанные с обслуживанием бассейнов, водопроводов, лечебниц;
  • сфера образования: детские сады, детдомы, школы и т.д.
  • работа с детьми – дошкольные учреждения, детские дома, детские сады, школы, группы продленного дня, интернаты, лагеря, ВУЗы, училища, техникумы и пр.
  • медицинская сфера: больницы, поликлиники, санатории и пр.

Настоящая медицинская книжка

Как и где ее можно получить

Оформлением медицинских книжек занимаются центры гигиены и эпидемиологические службы. Книжки должны быть оформлены еще до получения всех печатей и подписей; сами бланки гражданин должен приобрести за свой счет, лично.

В медицинский центр следует предоставить:

  • свою фотографию размером 3х4;
  • заявление;
  • паспорт.

Медицинская книга оформляется на протяжении недели. Процедура включает:

Могут ли отказать при приеме на работу из-за непредоставления медицинской книжки

Несмотря на то, что МК является частью списка необходимых бумаг, предусмотренного Трудовым Кодексом, отказать в приеме на работу из-за отсутствия этого документа, работодатели не имеют права. Совсем другое дело – отказ потенциального сотрудника в ее получении.

Если человек устраивается на работу без медицинской книжки, при этом отказывается проходить медицинский осмотр или сдавать анализы, то работадатель имеет полное право не принять такого гражданина на работу.

Ответственность работодателя за принятие на работу без МК

Когда проверяющий узнает о том, что сотрудник организации принимался на работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья (например, работник химической фабрики взят на работу с болезнью легких, водитель автобуса со слабой психикой и т.д.), согласно пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса, трудовой контракт должен быть разорван.

Если работник был принят на работу и при этом он не проходил медицинский осмотр, вина за такое нарушение всегда лежит на работодателе. Поэтому, согласно части 3 статьи 84 Трудового Кодекса, если вины работника не было, руководство обязано не просто уволить сотрудника, но и выплатить ему соответствующее пособие (компенсация).

Если проблемы со здоровьем и противопоказания появились после того как работника был принят, при этом проблемы являются временными (могут быть, согласно выписке доктора, устранены в течение 4 месяцев), трудовой договор прекращать нельзя. Если работодатель ищет лазейки в законе чтобы уволить работника, то сотрудник в праве подать в суд и, скорее всего, он выиграет дело.

Что делать при утере документа

Потеря МК – действительно неприятность, однако отчаиваться не стоит. Во-первых, этот документ может быть утрачен не только по вине сотрудника, но и по вине организации (в частности, отдела кадров). Ответственность за утрату и обязанность восстановить документ лежит на работнике только тогда, когда он лично потерял МК.

  • Если МК была утрачена из-за невнимательности третьего лица (руководитель, бухгалтер, инспектор отдела кадров, медицинский работник и пр.), прежде всего, владелец книжки должен доказать факт своей непричастности. После этого, все расходы по восстановлению, согласно законодательству, должен взять на себя тот, кто виновен в утрате. Однако, это не освобождает владельца документа проходить медосмотры и сдавать анализы.
  • Если же гражданин потерял МК по своей вине, то восстанавливать ее следует за свой счет. Повторный бланк является платным и об этом следует помнить. Многие записи можно восстановить без прохождения повторной комиссии: выписки прививок могут находится у участкового доктора, их можно дублировать; флюорография и история болезней может находится в постоянной мед. книге в поликлинике;

Медицинская книжка, которая использовалась ранее также может использоваться ка источник информации; многие частные поликлиники, в которых за основу принят профессиональный сервис сохраняют данные в компьютерных базах, их можно легко восстановить.

Кого и как направлять на медосмотр при приёме на работу? Расскажет об этом следующее видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *