Решение домашних заданий

Роль личности в истории

1 января 0001 / Обществознание / Комментарии: 0

Роль личности в истории

  • РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории личностью, к-рая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Марксизм исходит из примата общества, народа, класса над отдельной личностью.
    Субъективные идеалисты утверждают, что признание марксизмом объективной закономерности явлений общественной жизни якобы означает умаление и отрицание сознательной деятельности людей, роли личности в истории. В. И. Ленин опроверг эти утверждения, доказав, что только признание детерминизма, причинной обусловленности, закономерности в деятельности людей даёт возможность научно раскрыть значение деятельности масс, классов, партий и отдельных личностей, показать, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех, устранить субъективизм, произвол в оценке этой деятельности. Свобода есть познание и использование законов природы и общества, а не воображаемая независимость от этих законов. Открывая эти законы, марксизм указывает трудящимся путь к подлинной свободе, к сознательному историч. творчеству. Марксизм отвергает как субъективизм, волюнтаризм, авантюризм в политике, так и фатализм, идеологию пассивности, стихийности, хвостизма, автоматизма в понимании истории; он отличается от всех других теорий «замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, стр. 21—22).
    Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают историч. условия и потребности развития общества.
    Великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин» (Плеханов Г. В., Соч., т. 8, 1923, стр. 304—305).
    Реакционные теории «героев и толпы» исходят из того, что единственными творцами истории являются выдающиеся «аристократические» личности, к-рые якобы способны повернуть ход истории по своей воле, куда им вздумается, а трудящиеся массы якобы лишь пассивная, косная «материя», неорганизованная «толпа», лишённая историч. инициативы и способности к самостоятельному историч. творчеству. Таковы теории идеологов реакционных классов — Т. Карлейля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, и наиболее реакционных течений современной буржуазной социологии в США, Англии, Франции. Страх перед революционным творчеством масс присущ и идеологам правых социалистов.

Добавить комментарий