Порядок проведения инвентаризации основных средств компании

Порядок проведения инвентаризации основных средств компании

Правила учета основных средств подразумевают необходимость контроля над их фактическим количественным и качественным состоянием. Для осуществления этого контроля проводятся регулярные инвентаризации.

Что такое инвентаризация основных средств

Понятие

Суть инвентаризации составляет сличение фактического состояния объектов ОС с данными, отраженными в документах бухучета. Ее цели:

  • Подтвердить количественное состояние оборудования, фактически находящегося в компании.
  • Установить его физическое состояние и сверить его с информацией в регистрах бухучета.
  • В случае потребности привести в соответствие один вариант с другим.


Инвентаризация основных средств и нематериальных активов — тема видео ниже:

Особенности

К особенностям инвентаризации ОС принадлежит ее отношение к объектам, отданным в аренду:

  • Их инвентаризируют перед сдачей в аренду.
  • Так как подобное имущество по-прежнему принадлежит компании во время плановых инвентаризаций, комиссия определяет их вид и количество.

Чем регулируется

  • Федеральными законами 129-ФЗ и 402-ФЗ.
  • Методическими указаниями Минфина РФ, посвященным инвентаризации имущества.
  • Положениями о ведении бухучета и отчетности.

Кроме обязательных плановых проверок имеются и другие их виды:

  • При замене одного ответственного за сохранность лица другим.
  • Если обнаружились факты порчи или хищения объектов.
  • После стихийных бедствий.
  • Перед ликвидацией фирмы или ее реорганизации.
  • Перед составлением отчета (годового).

Как присвоить ОС инвентарный номер

Обязательным условием постановки оборудования на учет, является присвоение инвентарного номера, без которого понятие инвентаризации теряет смысл. Правила здесь такие:

  • Он должен быть уникальным для данной организации.
  • Нумерация должна быть по порядку присвоения.
  • Номер, присвоенный ОС при поступлении должен оставаться неизменным вплоть до выбытия.
  • Единый объект, состоящий из нескольких элементов должен иметь единый инвентарный номер.
  • Номер арендованного имущества может оставаться без изменений.

Порядок присвоения не регламентируется, и каждая компания может выработать его самостоятельно. Но для удобства пользования он может быть выбран:

  • В порядке поступления ОС в компанию.
  • В соответствии с бухгалтерским учетом ОС.

Наносится номер на объект любым уместным в данной ситуации способом:

  • Краской.
  • На прикрепленной бирке.
  • Гравировкой.

Проведение

Все действия по инвентаризации детально регламентированы и должны последовательно выполняться. Полученные результаты должны быть соответствующим образом учтены.

Порядок

Проводится инвентаризация таким образом:

  1. Определяется состав комиссии, сроки и причина проведения проверки. Все это должно быть отражено в приказе. В составе данной комиссии должны быть представлены: руководство компании, бухгалтерско-финансовые службы, технические специалисты.
  2. Комиссия, в отведенный ей срок, устанавливает факт наличия и состояние объектов ОС и фиксирует все в инвентарной описи.
  3. Затем фактически полученные данные сличаются с информацией, присутствующей в бухгалтерских регистрах. Выявленные расхождения должны быть задокументированы.

Так обнаруженные неучтенные объекты ОС приравниваются к внереализационному доходу и ставятся ну учет с последующим начислением амортизации с учетом их фактического износа, зафиксированного комиссией. Итоги инвентаризации оформляются документально.

Инвентаризация активов и обязательств, особенности такой процедуры — все это описано в данном видео:

Акт инвентаризации и сличительная ведомость

Акт подтверждает проведение инвентаризации и наличие ОС, либо выявляет их недостаток или излишек. Образцом для составления акта служит форма ИНВ-1 из унифицированных документов. Заполняется он по результатам проведенной ревизии ручным или компьютерным способом и подписывается всем составом комиссии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *