Расчет износа по ОСАГО — калькулятор 2017, коэффициент износа автомобиля

Расчет износа

Износ запчастей автомобиля по ОСАГО, можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации.

Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:

  • дата выпуска транспортного средства;
  • дата, когда произошла авария;
  • вид транспортного средства;
  • пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
  • высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.

Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек. Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России.

Полученное значение покажет износ деталей в процентах.

Отдельного внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения должны быть определены по таблице, которая представлена ниже.

Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:

  1. Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
  2. Ремень безопасности, а также все его компоненты.
  3. Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
  4. Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
  5. Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.

Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.

При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:

  • дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
  • когда произошла авария;
  • тип транспорта;
  • величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
  • высота протектора шин.

Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.

В нее нужно подставить:

  • е — основание логарифма (берется 2,72);
  • ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
  • Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
  • ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
  • Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).

Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.

Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.

Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул. Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее.

С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт. Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации. Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.
  • Чтобы определить показатель степени изношенности узла используется особая формула (см. постановление № 432 от 19.09.2014).

    Расчеты ведутся в процентах, с использованием нескольких показателей. Точный расчет износа включает следующие критерии:

    1. дату начала эксплуатации;
    2. дату страхового случая;
    3. тип застрахованного авто;
    4. пробег;
    5. высота протектора.

    Информация о начале использования машины указана в ПТС, а если точная дата не определена, за исходную точку берут 1 января. Дата страхового случая определяется по документу из ГИБДД (справка, извещение о происшествии).

    Определить показатель учета износа запчастей, пострадавших в ДТП, можно через онлайн-калькулятор износа.

    В формуле расчета естественного старения комплектующего элемента для транспорта используется основание натуральных логарифмов (значение е ≈ 2,72), а также следующие величины:

    • ΔT – коэффициент влияния длительности использования поврежденной детали, узла, агрегата;
    • Tки— период срок эксплуатации;
      ΔL– коэффициент износа по пройденному километражу с использованием расчетной детали;
    • Lки – пройденный до аварии пробег ТС.

    Рассчитать коэффициенты помогут данные из Приложения 5 к Единой методике.

    В процессе расчета действует ограничение максимального показателя. Это вызвано стремлением страховщиков увеличить естественную изношенность до момента аварии, чтобы исключить его из выплаты, минимизируя размер компенсации.

    Чтобы воспрепятствовать учету 95-процентного показателя, в 2017 году был установлено предельное значение в размере 50%.

    Даже, если реальная изношенность превысила половину стоимости, расчетное значение будет 50%. Увеличить эту цифру допустимо только в случае выявления следов коррозии или повреждений, оставшихся от другого ДТП.

    В результате максимальная сумма повышается еще на 25-45%. Снизить степень можно, предоставив доказательства, что вышедший из строя элемент менялся на новый до наступления ДТП.

    Смета восстановительных мероприятий нужна, чтобы установить наиболее вероятный уровень затрат , которые потребуются, чтобы вернуть машине доаварийное состояние.

    Расчёт проводится по правилам, приведённым ниже:

    • средства, необходимые на восстановление узлов, пришедших в негодность до происшествия, не учитываются;
    • список повреждений, полученных в результате дорожного инцидента, составляется при первичном осмотре и может уточняться после проведения дополнительных исследований;
    • для вычислений используются ценовые показатели, действительные на дату аварии, принимаются во внимание условия и границы экономических регионов;
    • стоимость запасных частей определяется сообразно с относительной потерей в цене комплектующих деталей ТС, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации;
    • к затратам относят издержки на выполнение работ, материалы и сменные элементы конструкции, которые требуются для восстановления объекта, при этом нельзя учитывать расходы на улучшение, модернизацию, действия временного и вспомогательного характера.

    СР = РР РМ РЗ, где каждая переменная обозначает определённый вид затрат:

    • СР (руб.) — общая стоимость ремонта;
    • РР (руб.) — издержки на услуги специалистов;
    • РЗ (руб.) — цена элементов, которые должны быть установлены вместо повреждённых.

    При формировании выводов результаты вычислений округляются до сотен рублей. Погрешность расчётов, выполненных разными экспертами, не может превышать 10%, кроме случаев замены узлов на бывшие в употреблении.

    Как подсчитать затраты на сменные комплектующие?

    Количество и перечень необходимых деталей определяется в соответствии с регламентом проведения ремонтных работ, разработанным производителем конкретного автомобиля.

    Если такие рекомендации отсутствуют, то используют информацию, относящуюся к аналогичному устройству. Кроме того, обязательно учитываются характеристики и ограничения товарных рынков запчастей.

    Например, некоторые элементы могут поставляться только в комплекте.

    РЗ (руб.) — величина издержек, выраженная в рублях;

    m — общее количество наименований деталей, которые нужно заменить;

    Kj— число элементов j-го вида;

    СДj (руб.) — стоимость узла подлежащего ротации;

    Иj (%) — износ агрегата в процентах.

    Расчет производится по формулам, утвержденным в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета есть в открытом доступе, он изложен в положении Банка России от 19. 09. 2014 № 432-П.

    Согласно действующему положению ЦБ, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:

    • дата, когда машину начали эксплуатировать;
    • день ДТП;
    • тип поврежденного автомобиля;
    • величина пробега;
    • какой высоты был рисунок протектора шин на момент ДТП.

    В качестве даты старта эксплуатации принимается та, что указана в паспорте транспортного средства. Если такая информация отсутствует, берут 1 января года выпуска машины, который указан в документах.

    День, когда произошло столкновение, зафиксирован в справке ГАИ. Извещение о ДТП также содержит эту дату.

    Расчет коэффициента стоимости износа деталей при выплате ОСАГО можно выполнить онлайн. Сервисы используют формулы из Единой методики.

    Поэтому, если водителю известны все данные, он может точно или приблизительно узнать процент износа в интернете.

    Далее на очереди тип автомобиля. При расчете онлайн его нужно выбрать из списка.

    Здесь важно знать, что автомобили, относящиеся к иностранным брендам и собирающиеся в РФ, – это не легковые автомобили России. Нужно выбрать страну, где в основном производят данную марку.

    Перед тем как рассчитывается износ по ОСАГО, нужно также указать пробег и высоту протектора шин.

    Необходимо использовать величину пробега, указанную на одометре, в километрах. Если на иномарке одометр с милями, умножаем его показания на 1,6. Когда значение пробега неизвестно, принимается среднегодовая величина. Для московского региона этот показатель составляет около 18 000 км в год.

    Что касается шин, оценщик анализирует три параметра (в мм):

    • какой рисунок должен быть у новой покрышки;
    • фактическое значение после ДТП;
    • минимально допустимый показатель.

    Учитывается и срок езды на данных шинах. Если он превышает 3 года, процент может возрасти еще больше. Когда автомобиль старый, но шины моложе трех лет, целесообразно предъявить оценщику чек на покупку (если он есть). Это поможет избежать начисления дополнительных процентов.

    Есть ли максимальная величина износа

    Конечно, есть предельный процент расчета. В противном случае некоторые страховые находили бы способ «подделать» результат до 90-95%, выплачивая водителю копейки. На 2017 год допустимый максимальный износ по ОСАГО составляет 50 %.

    Если оценщик выявит на детали следы коррозии либо неустранённые повреждения после другого ДТП, то могут быть применены дополнительные 25–45 процентов износа. В случае, когда состоялась замена какого-либо узла, и есть документальное подтверждение, при расчете это учтут.

    Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

    • специальными онлайн программами;
    • формулой.

    При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

    • дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
    • дата дорожного происшествия;
    • вид транспортного средства;
    • величина пробега на дату ДТП;
    • высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).

    Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2018 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

    И=Иост (Ипр-Иост)*Р/Рпр,

    При заданных условиях получаем, что величина износа составляет всего 23%. Потому страховая компания в данном случае должна будет возместить ущерб в размере оставшихся 77% от стоимости поврежденного имущества.

    Обозначенная выше формула является универсальной, применить её возможно к любым деталям транспортного средства.

    Если в результате дорожного происшествия были нанесены повреждения имуществу пострадавшего, то в таком случае вычисление убытков, которые будут возмещаться по страховому полису ОСАГО, осуществляется следующим образом:

    • определяется разность между реальной стоимостью объекта на момент произошедшего инцидента и остатков, которые еще пригодны для продажи, если проведение ремонта является невозможным или его стоимость будет достигать цены ремонтируемого транспортного средства;
    • вычисляется сумма, необходимая для проведения полного спектра мероприятий, обеспечивающих восстановление того состояния транспортного средства, в котором оно было на момент ДТП.

    В ходе эксплуатации происходит физическое старение автомобиля. Это старение оценивается как количественный показатель, который отображает степень износа автотранспорта.

    Данный показатель не характеризует общее состояние авто либо его узлов, комплектующих и т.п. Он используется для оценки уменьшения стоимости запасных частей, подлежащих замене.

    На степень износа влияет срок эксплуатации, пробег и класс, к которому относится автомобиль. Это — расчетная математическая величина.

    Единая методика ЦБ РФ определяет порядок расчета износа для легковых машин и других транспортных средств, застрахованных по программам КАСКО. Методика учитывает ряд показателей и коэффициентов, расчет выполняется с использованием сложных формул.

    Вам не обязательно использовать положения Единой методики ЦБ РФ. Вы можете использовать калькулятор для расчета износа автомобиля от компании «Инвест Консалтинг», представленный на этой странице. Введите следующие данные:

    • тип транспортного средства;
    • страну-производителя;
    • пробег авто в км;
    • год начала эксплуатации (часто совпадает с годом выпуска автомобиля);
    • дату причинения ущерба авто (дату ДТП).

    Результат расчета — выраженная в процентах степень износа для вашего авто.

    Данный показатель рассчитывают в следующих случаях:

    • при вычислении УТС ;
    • после ДТП для определения размера страховой выплаты;
    • при проведении автотехнической и других экспертиз;
    • при расчете рыночной цены автомобиля;
    • при нотариальной оценке авто и т.п.

    Важно! Результаты расчета износа калькулятором на данной странице носят справочный характер. Если вам нужна точная оценка состояния вашего авто, заказать ее вы сможете, обратившись в компанию «Инвест Консалтинг».

    Что принесли с собой нововведения в 2018 год?

    Рассмотрим вкратце все изменения, которые были утверждены на федеральном уровне в части обязательного страхования. С учетом этих нюансов можно будет сложить общую картину, понять, как же будет проводиться возмещение ущерба от ДТП. Итак, новые правила учтем в этом списке:

    1. Ремонт вместо денежной компенсации. Вместо выплаты компенсации потерпевшей стороне, компания будет оплачивать непосредственные затраты на ремонт. Но, есть ряд исключений, в которых предусмотрено денежное восстановление:
    • ремонт требует более чем 400 тыс. руб.;
    • страховку покрывает международная компания;
    • урон нанесен иному виду имущества;
    • страховая компания не имеет возможности для проведения восстановительных мероприятий;
    • авария задокументирована без участия полиции и сумма взыскания выше 100 тыс. руб.;
    • авто уже не подлежит ремонту.

    Что делать, если СК обманывает

    Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе.

    К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.

    Обратите внимание: После подачи заявления в суд, будет назначено слушание, на котором судья, выслушав мнения сторон, назначит третью экспертизу в торгово-промышленной палате или похожей государственной структуре.

    Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО. В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя.

    Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.

    Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:

    • стоимость проведенного ремонта;
    • покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
    • приобретение запасных частей.

    С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:

    • Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
    • m — сколько всего частей подлежат замене;
    • СДj — цена одной детали;
    • Иj — величина износа.

    Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей.

    • «При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).»

    10000-(10000*10%) (5000-(5000*20%))=9000 4000=13000

    Т.е. из стоимости ремонта каждой детали мы вычли размер износы каждой соответственно. Получившиеся по каждой детали результаты складываются.

    Чтобы занизить сумму выплаты, страховая компания может хитрить при расчетах. В первую очередь пострадавшему целесообразно потребовать бумаги о калькуляции износа. Если страховщики не предоставляют подтверждений, это первый признак, что сумма занижена.

    Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:

    • проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
    • приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
    • приобретение запасных частей, подлежащих замене.

    Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?

    Существует ли полис, не учитывающий износ

    Вернуть полную стоимость поврежденных деталей поможет полис КАСКО без учета износа. Но, в отличие от ОСАГО, оплата осуществляется по полису потерпевшего, ведь каско не страхует ответственность перед третьими лицами.

    Поэтому если хотите получить полное возмещение ущерба, необходимо оформить КАСКО, и в договоре отметить «без учета износа».

    Существуют также полисы, где износ учитывается. Они обычно стоят на 15% дешевле, чем описанные выше. Поэтому при оформлении договора водителю предоставляется выбор: главная разница между полисами – в цене и окупаемости.

    Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

    Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

    К таким деталям относятся:

    • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
    • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
    • детали антиблокировочной системы;
    • тормозные диски, колодки, барабаны;
    • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
    • пружины педали тормоза и колодок;
    • суппорты;
    • механизмы рулевого управления;
    • отдельные элементы сцепных устройств.

    Что такое амортизация?

    Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным.

    Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля. В итоге, при расчете страховой выплаты, страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше.

    Изменения в ОСАГО 2017

    Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

    • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
    • В марте 2016 года произошла авария.
    • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
    • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
    • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
    • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
    • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
    • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.

    Российское законодательство не содержит понятия износа для целей расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако нормативный акт отечественного Центробанка содержит правовую норму, фиксирующие основные признаки данного понятия.

    Абз. 1 п. 3.4 Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 432-П (далее – Положение):

    • «Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа.»

    Из указанной нормы следует вывод о том, что износ есть характеристика, определяющая размер потери элементом автомобиля его первоначальной стоимости, технических характеристик и срока дальнейшей эксплуатации.

    Необходим же данный расчет для того, чтобы определить размер компенсации в случае повреждения какого-либо конструктивного элемента машины. Иными словами, с точки зрения закона, стоимость ремонта машины при конкретном виде повреждения равняется стоимости ремонта нового автомобиля за минусом такого параметра, как износ.

    Многие пострадавшие в ДТП, получая выплату по ОСАГО, сталкиваются с тем, что ее недостаточно для полного восстановления машины. Одной из причин этого выступает тот момент, что размер компенсации обязательно включает в себя степень износа транспортного средства.

    Верховным судом было подтверждено, что расчет степени износа транспортного средства является вполне законным мероприятием, хотя и не очень справедливым для обычного автолюбителя, который пострадал в аварии.

    Определение степени износа транспортного средства по ОСАГО регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • 1.ФЗ «Про обязательно страхование гражданской ответственности транспортных средств.

    Ст. 12, пункт 19. «Сумма страховой выплаты 2.2… стоимость расходов на запасные детали, а также материалы должна устанавливаться при учете степени износа комплектующих изделий (сюда относятся детали, узлы и агрегаты), которые подлежат замене либо восстановительному ремонту)».

    • 2.«Положение про единую методику определения суммы расходов на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате аварии.

    4. «Сумма расходов на восстановление авто будет устанавливаться при учете степени износа комплектующих деталей, которые могут быть заменены в процессе восстановительного ремонта ТС.

    Показателями износа при этом считаются относительная потеря стоимости комплектующих деталей авто, а также их характеристик в процессе использования.

    Согласно нормам законодательства РФ процент износа не может быть больше половины от цены на детали, узлы и агрегаты авто (ФЗ «Про обязательную страховку ответственности владельца транспортного средства»).

    Уберечь себя от износа автомобиля по ОСАГО поможет специальная услуга под названием «ДТП не по моей вине» (у нее есть ряд ограничений, подробнее можно узнать, позвонив по номеру 7(909) 286-28-59).

    Под износом деталей по страхованию автогражданской ответственности понимают процесс, наблюдаемый при использовании автомобиля. Выплаты по ущербу от ДТП считаются с учетом того, насколько изношены были элементы авто к моменту происшествия.

    Определить показатель поврежденного элемента можно, приняв во внимание следующие параметры:

    1. Возраст транспортного средства и длительность периода эксплуатации. Иногда год выпуска не соответствует году начала эксплуатации.
    2. Пройденный километраж.
    3. Особенности состояния шин (высота протектора, рисунка, длительность использования и другие характеристики).

    Обоснованием для расчета по конкретной детали служит только потребность замены.

    Если возможно восстановление и ремонт поврежденного узла, процедура учета не проводится.

    Как показывает статистика страхования, средний ежегодный износ составляет 8-15% от начальной цены элемента авто.

    Как и кем проводится расчет

    Владелец обязательного полиса ОСАГО выбирает, какой способ компенсации предпочтительнее:

    • ремонт за счет страховщика;
    • получение денежного возмещения (теперь возможно только в исключительных случаях).

    Независимо от выбранного способа, расчет страхового покрытия будет учитывать естественный износ деталей, которые потребуется заменить. Согласно принятым нормативам, амортизацию не могут определить больше ½ стоимости запчастей, пришедших в негодность во время ДТП.

    Затраты, требуемые на ремонт автомобиля, определяются на основании перечня, установленного по Единой методике Центробанка. Благодаря смете, устанавливают наиболее точный размер расходов, на которые можно рассчитывать для возврата машины в такое же состояние, какое было до аварии.

    Следующие правила помогут сориентироваться в расчетной сумме компенсации:

    • элементы, которые не вышли из строя в момент аварии, а до него — не входят в статьи расходов для назначения выплаты;
    • для составления точного списка деталей, пришедших в негодность из-за ДТП, важно провести первый осмотр сразу после наступления страхового случая, однако далее могут потребоваться дополнительные исследования;
    • чтобы определить сумму затрат на приобретение новых деталей, в учет принимаются цены на момент ДТП, действующие в регионе, где произошла авария;
    • расходы на закупку деталей рассчитывают с учетом потери части функциональных свойств и ресурсов, в зависимости от интенсивности эксплуатации;
    • оплата работ сервиса, закупка комплектующих, новые элементы на замену также входят в список компенсируемых расходов, однако не стоит рассчитывать на внесение усовершенствований и модернизацию авто за счет страховой выплаты.

    Определять процент износа автомобиля может только уполномоченный специалист-эксперт из агентства, сотрудничающего со страховой компанией. Данный факт служит основанием для предъявления претензий от множества автомобилистов, повредивших транспорт не по своей вине.

    Причиной жалоб чаще всего служит недостаточность выплаты для качественного ремонта.

    Разбор ситуации с самостоятельным определением износа автомобиля по ОСАГО позволит урегулировать вопрос со страховщиком.

    На какие детали износ не распространяется

    Не все повреждения учитываются, исходя из своей изношенности. Перечень деталей, по которым не рассчитывается износ, состоит из:

    • подушки/ремни безопасности;
    • крепления для фиксации детей;
    • тормозная система полностью;
    • детали, имеющие отношение к рулевому управлению.

    Не начисляется также показатель по сцепным устройствам. Все, что не входит в этот список, должно учитывать естественное старение в результате использования машины. Детали без износа по ОСАГО утверждены ЦБ РФ в приложении 7 Постановления о порядке расчета.

    Важные изменения по реализации страховой защиты ОСАГО произошли в марте 2017 года, когда Госдумой был утвержден закон, обязующий автостраховщиков ремонтировать поврежденные застрахованные автомашины. Начиная с этого момента компенсации не могут быть выплачены в денежной форме.

    Более того, поврежденные запчасти будут меняться на новые, без учета износа механизмов. Если держатель страховки гражданской ответственности согласен, ему установят взамен вышедших из строя изношенных элементов аналогичные, но бывшие в употреблении.

    При превышении стоимости ремонта размера страховой выплаты, автомобилист компенсирует недостающие средств из своего бюджета.

    Новые в страховом законодательстве положения призваны учитывать интересы страхователей, уменьшая их доплаты. Однако практика покажет, насколько эффективны были меры по отказу от денежных выплат.

    Новые положения пока не действуют для тех полисов, которые были оформлены до марта, т.е. до принятия закона.

    17 марта 2017 года «Российская газета» сообщила, что в Госдуме окончательно принят закон, который обязует страховые компании отправлять на ремонт поврежденные в ДТП авто, а не выплачивать деньги.

    Износ не учитывается, на СТО будут устанавливать новые детали, при согласии пострадавшего могут установить б/у запчасти.

    Если цена за ремонт превышает страховую сумму, то водитель доплачивает разницу из своего кармана. Но данный закон призван уменьшить расходы автовладельцев при обращении в страховую компанию. Правила будут действовать для полисов, оформленных после того, как закон вступит в силу.

    Законом «Об ОСАГО» установлен максимальный процент износа, который составляет 50%. Ранее этот параметр был повышен до 80% от стоимости запасной части, что существенно сокращало размер получаемой страховой компенсации.

    Если страховая компания не учитывает данный аспект при расчете суммы страховой выплаты, но она может быть привлечена к административной ответственности.

    Какими законодательствами регулируется

    Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).

    Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

    1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» ( №40-ФЗ . Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2018 года).
    2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).

    Как и кем считается?

    Законным расчетом износа по ОСАГО, который имеет юридическую силу, могут быть только данные, которые получены от аттестованного экспертного агентства, с которым у страховой компании должен быть в обязательном порядке заключен договор.

    При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно.

    Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.

    ○ Износ по ОСАГО.

    Согласно п.19 статьи №12 Федерального закона №40, максимальный износ автомобиля по ОСАГО не может превышать 50%. Это значит, что если среднерыночная цена на бампер 22 тысячи рублей, то страховая компания не может назначить за него страховую компенсацию менее 11 тысяч рублей.

    Ранее размер максимально возможного износа по ОСАГО составлял целых 80%. Что составляет достаточно существенную величину. Например, в случае рыночной стоимости автомобиля величиной в 1 млн. рублей его владелец получал только лишь 200 тыс. рублей.

    Что достаточно не выгодно и с точки зрения логики, экономики в корне неверно. Именно поэтому с 01.10.14 г. были приняты определенные поправки к действующему в этом направлении законодательству.

    После введения рассматриваемого типа поправки максимальная величина износа будет составлять целых 50%. Данный момент закреплен на законодательном уровне, нарушение его приводит к серьезной административной ответственности.

    Большинство водителей считают данные поправки справедливыми, так как страховые компании и так получают достаточно большой доход от ведения своей деятельности.

    При этом детали, которые существенно влияют на безопасность движения, оплачиваются страховщиком всегда в 100% размере – вне зависимости от наличия износа и иных факторов, влияющих на стоимость.

    Износ каких деталей не учитывается

    Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем — по отношению ко всему транспортному средству — состоянии.

    На практике это означает, что битые, крашеные, колотые запчасти оцениваются на порядок ниже визуально исправной. В представленной ниже таблице приведены значения таких коэффициентов.

    На некоторые детали не может быть начислен износ (его значение равно нулю) в силу того, что при любом их повреждении дальнейшая эксплуатация не допускается законом, в том числе правилами дорожного движения.

    К таковым деталям относится большинство частей подушек безопасности и прочие детали, при повреждении которых не допускается эксплуатация транспортного средства, в том числе:

    • Ремни безопасности и их крепления.
    • Элементы тормозов пневматической и гидравлической системы.
    • Индикатор неисправности тормоза.
    • Ряд элементов рулевого механизма.
    • Детали сцепных устройств и др.

    Полный перечень таких деталей обозначен в самостоятельном приложении под номером 7 правового акта Банка России.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *