Как оформляется акт проверки финансово-хозяйственной деятельности?

В статье рассмотрено законодательство для осуществления проверок учреждений и организаций контролирующими органами, приведены различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями, которые являются предметом проверок, а также дополнительные аспекты различных актов в зависимости от вида юридического лица.

Что это за документ

Базовое законодательство, регулирующее порядок проведения проверок юридических лиц заключается в законе 294-ФЗ. Из него мы знаем, что результаты проверки отражаются в акте, который должен содержать:

  • дату и место;
  • название организации осуществляющей проверку;
  • ссылку на документ — основание для проверки;
  • ФИО и должности проверяющих;
  • название проверяемой организации, ФИО руководителя;
  • период проверки;
  • результат, обнаруженные недочеты и виновные лица;
  • ознакомление руководителя проверяемой организации под роспись, при отказе – составление акта об отказе с подписью свидетелей;
  • информацию о внесении отметки в журнале проверок;
  • ФИО и должность проверяющих.

Акт оформляют в двух оригинальных экземплярах, с приложением подтверждающих документов. Один экземпляр вручается проверяемой организации лично под роспись, по обычной или электронной почте. Утвержденная форма акта может быть найдена здесь.

В зависимости от вида или организационно-правовой формы юрлица может меняться объем проверяемого и соответственно содержание акта. Рассмотрим дополнительную информацию, включаемую в различные виды актов, во втором разделе.

Нормативно-правовое регулирование

В ходе проверки учреждений бюджетного, казенного или автономного профиля рамочным законодательством является:

  • ГК РФ, который устанавливает организационно-правовые формы юрлиц;
  • ТК РФ, регулирующий трудовые отношения;
  • БК РФ, раскрывающий особенности распределения и использования бюджетных средств;
  • закон 402-ФЗ регламентирует бухучет;
  • закон 210-ФЗ регулирует оказание госуслуг;
  • закон 7-ФЗ предусматривает требования к деятельности НКО;
  • Закон 161-ФЗ устанавливает правила функционирования ГУП и МУП;
  • Закон 174-ФЗ – автономные учреждения;
  • Закон 44-ФЗ – закуп товаров и услуг для государства;
  • Закон 6-ФЗ – функции контрольно-счетных организаций;
  • Правила №1092 о полномочиях федерального казначейства;
  • Приказ Минфина России №81н от 2010г. – требования к плану ФХД учреждений.

Предметы ревизии

В дополнение к перечисленным в первом разделе основным параметрам, при проверке казенных, бюджетных или автономных учреждений отражение в акте проверки их ФХД находят следующие критерии:

  • соответствие цели создания;
  • указание учредителей, как правило, это – администрация административной единицы;
  • сфера деятельности, детали приводятся далее;
  • расходование бюджетных средств и субсидий в рамках государственной программы и муниципального задания;
  • анализ плана ФХД;
  • проверка бухучета;
  • проверка расходов;
  • платные услуги и распоряжение доходом;
  • распоряжение имуществом;
  • государственные закупки товаров и услуг;
  • заключение крупных сделок;
  • ответственность по обязательствам;
  • органы управления.

В таблице предложены основные различия между перечисляемыми ниже учреждениями. На них ориентируются проверяющие и отражают их в соответствующем акте:

С помощью этой таблицы можно увидеть права и обязанности этих учреждений, на что обращают внимание проверяющие при составлении акта, а потом в заключении перечисляют нарушения. Руководителям и бухгалтерам учреждений необходимо досконально знать легитимные возможности выбранной формы учреждения.

Разновидности проверок

Образовательная деятельность

По результатам проверок образовательных заведений: школ, детсадов и техникумов, которые в свою очередь являются казенными, бюджетными или автономными учреждениями, помимо вышеперечисленного, в акте необходимо указать следующие юридические факты:

  • устав, реквизиты, информацию о регистрации, организационно-правовую форму: НКО, вид учреждения: бюджетное/казенное/автономное;
  • дата внесения в ЕГРЮЛ, постановка на учет в налоговую инспекцию;
  • дата получения лицензии, реквизиты;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • осуществление бухучета в соответствии с законом о бухучете и инструкциями Минфина, первичная документация – систематизация, хронологический порядок, журналы;
  • используемая программа для бухучета;
  • кассовая дисциплина и банковские операции;
  • сохранность материальных ценностей, инвентаризация;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • выполнение бюджетной сметы, использование субсидий
  • расходование средств на капремонт, хозяйственные договоры;
  • учет средств полученных от коммерческой деятельности;
  • расчет на оплату труда и начисления на оплату труда;
  • расходование средств на питание учеников и воспитанников;
  • получение дополнительных средств от третьих лиц: благотворительность, спонсорская помощь, гранты и т.д.

Медицинская организация

При проверке медицинского учреждения, содержание акта дополнится следующими разделами:

  • внутренние трудовые положения (договоры с коллективом, положение о премировании, тарификации, инструкции, внутренние регламенты, санитарно-эпидемиологические требования и т.д.);
  • организация бухучета: учетная политика, первичная документация;
  • информация по договорам;
  • расходы на питание пациентов;
  • расходы на медикаменты;
  • коэффициенты за опасность работы;
  • учет и расход материалов.

При проверке муниципального унитарного предприятия (далее — МУП), в акте необходимо дополнительно отразить следующее:

  • информацию о проверяемом МУП;
  • бухучет и отчетность предприятия;
  • полученные субсидии;
  • исполнение производственной программы, полученной прибыли и бухгалтерской финансовой отчетности за проверяемый период;
  • банковские операции;
  • соблюдение кассовой, платежной и финансовой дисциплины;
  • кредиторскую и дебиторскую задолженности;
  • арендные платежи;
  • договоры услуг и хоздоговоры;
  • поступления за оказанные услуги;
  • применение тарифов на услуги;
  • соблюдение законодательства о закупках;
  • учет ГСМ;
  • соблюдение трудового законодательства;
  • начисление заработной платы;
  • расчеты с ответственными лицами;
  • учет ОС и МЗ, целевое и эффективное использование имущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *