Страховая деятельность — понятие и виды

2. Виды страхования

Страхование
представляет собой отношения по защите
имущественных интересов физических и
юридических лиц при наступлении
определенных событий (страховых случаев)
за счет денежных фондов, формируемых
из уплачиваемых ими страховых взносов
(страховых премий).

Правовой основой
страхования является ГК РФ, Закон РФ от
27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»
(с изм.

от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г.,
21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003
г. 21 июня, 20 июля 2004 г.) и другие нормативные
документы.

Настоящий Закон
регулирует отношения между лицами,
осуществляющими виды деятельности в
сфере страхового дела, или с их участием,
отношения по осуществлению государственного
надзора за деятельностью субъектов
страхового дела, а также иные отношения,
связанные с организацией страхового
дела.

Страховая
деятельность (страховое дело) — сфера
деятельности страховщиков по страхованию,
перестрахованию, взаимному страхованию,
а также страховых брокеров, страховых
актуариев по оказанию услуг, связанных
со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации
страхового дела является обеспечение
защиты имущественных интересов физических
и юридических лиц, Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований при наступлении
страховых случаев.


проведение единой
государственной политики в сфере
страхования;

установление
принципов страхования и формирование
механизмов страхования, обеспечивающих
экономическую безопасность граждан и
хозяйствующих субъектов на территории
Российской Федерации.

Страхование
осуществляется в форме добровольного
страхования и обязательного страхования.

Добровольное
страхование осуществляется на основании
договора страхования и правил страхования,
определяющих общие условия и порядок
его осуществления.

Добровольные виды
страхования обусловлены в основном
характером рыночных отношений.

К основным
элементам валютного регулирования
указанных экономических отношений
можно отнести:
установление порядка проведения валютных
операций; определение условий и порядка
формирования валютного резерва страны
и валютных фондов хозяйствующих
субъектов; валютный контроль.

Главным
нормативно-правовым актом, регулирующим
валютные отношения, является Федеральный
закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле».

Статья 1. Основные
понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

Политические
инвестиции
связаны с содержанием управления
политических партий и материальным
обеспечением управленческих функций,
проведением предвыборных кампаний и
т.д.

К экономическим
инвестициям
относятся вложения средств в материальной
или иной форме в хозяйственную
деятельность.

1.
Понятие биржи


2. Правовое
регулирование деятельности товарных
бирж

3. Правовое
регулирование деятельности фондовых
бирж

4. Правовое
регулирование деятельности валютных
бирж

5. Биржевые
сделки как разновидность гражданско-правовых
сделок

Термин
«биржа» (лат., нем.) буквально означает
«кошелек». Первая биржа была создана в
Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой
след в истории она не оставила, т.к.
позднее появилась более известная
Антверпенская биржа.

Если
говорить о современной истории, то в
нашей стране прообразом бирж были
аукционные торги промышленной продукции
Госснаба СССР. После перестройки первые
российские биржи были ориентированы
на бартерный обмен в связи с дефицитом
денег.

Интересно, что в 1992 г. общее число
бирж, зарегистрированных в России,
превысило общее число бирж в мире.
Наиболее известными были в то время
Российская товарно-сырьевая биржа,
биржа «Гермес», Приволжская товарная
биржа, Дальневосточная товарно-фондовая
биржа, биржа «Урал» и др..

Биржа
— это регулярно действующая организация,
в помещении которой совершаются сделки
по покупке и продаже: 16

1)
массовых взаимозаменяемых товаров со
стандартными качественными показателями
(товарная биржа);


2)
ценных бумаг (фондовая биржа);

3)
иностранной валюты (валютная биржа).

Статус
товарных бирж определяется Законом РФ
от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах
и биржевой торговле».

Статус
фондовых бирж регламентирован Федеральным
законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг», Федеральным законом от
5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг».


проверка независимым аудитором;

а) денежные знаки
в виде банкнот и монеты Банка России,
находящиеся в обращении в качестве
законного средства наличного платежа
на территории РФ, а также изымаемые либо
изъятые из обращения, но подлежащие
обмену указанные денежные знаки;

б) средства на
банковских счетах и в банковских вкладах;


б) средства на
банковских счетах и в банковских вкладах
в денежных единицах иностранных
государств и международных денежных
или расчетных единицах;

К частным
относят инвестиции, которые образуются
из средств частных, корпоративных
предприятий и организаций, граждан,
включая собственные и привлеченные
средства.

Государственные
инвестиции
представляют вложения, которые
осуществляются центральными и местными
органами власти и управления из средств
государственного бюджета, внебюджетных
фондов, а также из собственных и заемных
средств государственных предприятий.

Смешанные
инвестиции
— это вложения, осуществляемые различными
инвесторами частного и государственного
секторов экономики на основе долевого
участия.

Иностранные
инвестиции
— это вложения иностранных граждан,
юридических лиц и зарубежных государств
на территории какого-либо государства.

Совместные
инвестиции
образуются за счет вложений средств
граждан и юридических лиц данной страны,
а также граждан и юридических лиц
иностранного государства.

Рассмотренную
классификацию инвестиций можно дополнить.

4. По национально-территориальному признаку – внутренние (национальные) и внешние (зарубежные).

а) эмиссионные
ценные бумаги, номинальная стоимость
которых указана в валюте РФ и выпуск
которых зарегистрирован в РФ;

б) иные ценные
бумаги, удостоверяющие право на получение
валюты РФ, выпущенные на территории РФ;


4) внешние ценные
бумаги — ценные бумаги, в том числе в
бездокументарной форме, не относящиеся
в соответствии с настоящим Федеральным
законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности
— иностранная валюта и внешние ценные
бумаги;

а) физические лица,
являющиеся гражданами РФ, за исключением
граждан РФ, признаваемых постоянно
проживающими в иностранном государстве
в соответствии с законодательством
этого государства;

б) постоянно
проживающие в РФ на основании вида на
жительство, предусмотренного
законодательством РФ, иностранные
граждане и лица без гражданства;

в) юридические
лица, созданные в соответствии с
законодательством РФ;

г) находящиеся за
пределами территории РФ филиалы,
представительства и иные подразделения
резидентов, указанных в подпункте «в»
настоящего пункта;


д) дипломатические
представительства, консульские учреждения
РФ и иные официальные представительства
РФ, находящиеся за пределами территории
РФ, а также постоянные представительства
РФ при межгосударственных или
межправительственных организациях;

е) Российская
Федерация, субъекты РФ, муниципальные
образования, которые выступают в
отношениях, регулируемых настоящим
Федеральным законом и принятыми в
соответствии с ним иными федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами;

а) физические лица,
не являющиеся резидентами в соответствии
с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей
части;

б) юридические
лица, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств
и имеющие местонахождение за пределами
территории РФ;

в) организации, не
являющиеся юридическими лицами, созданные
в соответствии с законодательством
иностранных государств и имеющие
местонахождение за пределами территории
РФ;

г) аккредитованные
в РФ дипломатические представительства,
консульские учреждения иностранных
государств и постоянные представительства
указанных государств при межгосударственных
или межправительственных организациях;

д) межгосударственные
и межправительственные организации,
их филиалы и постоянные представительства
в РФ;

е) находящиеся на
территории РФ филиалы, постоянные
представительства и другие обособленные
или самостоятельные структурные
подразделения нерезидентов, указанных
в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;


ж) иные лица, не
указанные в пункте 6 настоящей части;

а) приобретение
резидентом у резидента и отчуждение
резидентом в пользу резидента валютных
ценностей на законных основаниях, а
также использование валютных ценностей
в качестве средства платежа;

в) приобретение
нерезидентом у нерезидента и отчуждение
нерезидентом в пользу нерезидента
валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг на законных основаниях, а
также использование валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную
территорию РФ и вывоз с таможенной
территории РФ валютных ценностей, валюты
РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной
валюты, валюты РФ, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета, открытого за
пределами территории РФ, на счет того
же лица, открытый на территории РФ, и со
счета, открытого на территории РФ, на
счет того же лица, открытый за пределами
территории РФ;

е) перевод
нерезидентом валюты РФ, внутренних и
внешних ценных бумаг со счета (с раздела
счета), открытого на территории РФ, на
счет (раздел счета) того же лица, открытый
на территории РФ;


11) валютные биржи
— юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством РФ, одним из видов
деятельности которых является организация
биржевых торгов иностранной валютой в
порядке и на условиях, которые установлены
Центральным банком РФ 14.

3. По вложениям средств в основные сферы человеческой деятельности необходимо разграничивать: политические, экономические, социальные инвестиции.

Финансовые
инвестиции
– вложение средств в акции, облигации
и другие ценные бумаги. Они делятся на
прямые
(внесение средств в уставной фонд
предприятия в обмен на права) и портфельные
(вложения средств в ценные бумаги,
формируемые в виде портфеля ценных
бумаг, а также в другие финансовые активы
на фондовом рынке).

4. Инвестиционный процесс

Прямые инвестиции
предполагают непосредственное вложение
средств самим инвестором в различные
объекты. Его осуществляют подготовленные
инвесторы, располагающие достаточно
полной информацией об объекте
инвестирования и знающие сам механизм
инвестирования.

К контролирующим
относят прямые инвестиции, которые
обеспечивают владение более чем 50%
голосующих акций другой компании.

Неконтролирующие
инвестиции
представляют вложения средств, объем
которых обеспечивает владение менее
чем 50% голосующих акций другой компании.

В широком смысле
инвестиционный
процесс —
это формирование, вложение инвестиционных
ресурсов в различные объекты и их
последовательная, поэтапная трансформация
вплоть до окончательной реализации
идеи, замысла.


— государственных
инвестиционных программ (инвестирование
государством средств в отрасли
промышленности, науки, образования и
т.д.);

— прямого управления
государственными инвестициями;

— введения системы
налогов с дифференцированием налоговых
ставок и льгот. Для привлечения в
экономику страны частных и иностранных
инвестиций необходимо введение для них
льготных ставок налогов и таможенных
пошлин;

— предоставления
финансовой помощи в виде дотаций,
субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
развитие отдельных территорий, отраслей,
производств. Такие средства должны
предоставляться не только государственным
предприятиям, но и частным производителям
товаров и услуг, а также сфере образования,
малому и среднему бизнесу.

Правовой статус
налоговых органов определяется НК РФ
и Законом РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 «О налоговых
органах РФ» (далее — Закон «О налоговых
органах»).

— контроль за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах;

— контроль за
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в бюджетную
систему РФ налогов и сборов, а также
других обязательных платежей в случаях,
предусмотренных законодательством;


— контроль за
производством и оборотом этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной
и табачной продукции;

— проводить налоговые
проверки;

— производить
выемку документов;

— вызывать на
основании письменного уведомления в
налоговые органы налогоплательщиков
для дачи пояснений;

— осматривать
помещения налогоплательщика, используемые
для извлечения прибыли;

— привлекать
специалистов, экспертов и переводчиков;


— получать доступ
к информации, составляющей банковскую
тайну.

Обязанности
налоговых органов также соответствуют
поставленным перед ними задачам. В ст.
32 НК РФ закреплена основная обязанность
налоговых органов: контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах.

Однако налоговые органы не вправе
пользоваться любыми методами для
выполнения их главной задачи и обязанности:
соблюдать законодательство о налогах
и сборах, которое определяет границы
осуществляемого ими контроля.

Основные
процессуальные обязанности налоговых
органов можно также условно разделить
по виду производства. Обязанность вести
учет организаций и физических лиц
является основой регистрационного
производства.

При постановке на учет
налоговые органы обязаны сообщать
сведения о реквизитах счетов Федерального
казначейства. В исполнительном
производстве налоговые органы обязаны
производить возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов,
пеней и штрафов.

При осуществлении
налогового контроля, в частности
налоговой проверки, налоговые органы
направляют налогоплательщику копии
акта налоговой проверки и решения
налогового органа.

Закрепление этой
обязанности в общей части НК РФ призвано
в большей степени гарантировать права
налогоплательщика.

Перечень прав и
обязанностей налоговых органов, в том
числе процессуальных, не является
исчерпывающим. Однако налоговые органы
осуществляют права, предусмотренные
НК РФ, и несут обязанности, установленные
НК РФ и иными федеральными законами.

Следовательно, круг прав и обязанностей
является ограниченным.

В соответствии со
ст. 35 НК РФ налоговые органы несут
ответственность за убытки, причиненные
налогоплательщику вследствие своих
неправомерных действий (решений), за
счет средств федерального бюджета.


Такими неправомерными действиями при
осуществлении налогового процесса
может быть, например, принятие незаконного
решения о привлечении налогоплательщика
к ответственности, о приостановлении
операций по счету налогоплательщика.

Для наступления
ответственности необходимо наличие
состава правонарушения, включающего:
наступление вреда, незаконность действий
причинителя вреда, причинную связь
между этими элементами и вину причинителя
вреда.

При этом объем возмещения должен
быть полным, т.е. истцу возмещаются как
реальный ущерб, так и упущенная выгода.

6) Порядок и сроки уплаты налога.

— уплата налога
производится единовременно или по
частям;

— уплата налога
производится самим налогоплательщиком
или налоговым агентом.

Конкретный порядок
уплаты налога устанавливается
применительно к каждому налогу. Порядок
уплаты федеральных налогов устанавливается
Налоговым кодексом РФ.

Порядок уплаты
региональных и местных налогов
устанавливается соответственно законами
субъектов РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты
налогов и сборов устанавливаются
применительно к каждому налогу и сбору.

В необходимых
случаях при установлении налога в акте
законодательства о налогах и сборах
могут также предусматриваться налоговые
льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

Таким образом,
помимо шести элементов, указанных в п.
1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент
— налоговая льгота, который иногда
именуют факультативным элементом,
подчеркивая тем самым, что отсутствие
данного элемента в законодательстве
не означает, что налог не установлен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *