Страховой рынок России — 2016 Реальное время

Резюме

Тесные врата: в 2021 году свои филиалы на российском страховом рынке откроют лишь 10-20 иностранных страховых компаний. Во-первых, большинство активных мировых игроков уже и так присутствуют в России (за исключением некоторых японских и американских компаний).

Во-вторых, условия открытия филиалов будут достаточно жесткими (значительный опыт работы, совокупные активы не менее $5 млрд). Такие требования потенциально смогут выполнить не более 150 страховых компаний в мире, в основном страховщики жизни.

Одновременно свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков. Причины – значительные барьеры входа на рынок (в Европе – необходимость выполнять требования Solvency II, в развивающихся странах – низкий уровень либерализации страховых рынков, даже несмотря на членство в ВТО).

Необходимость ведения учета в соответствии с законодательством принимающей страны будет означать высокие расходы, окупить которые возможно лишь при значительных объемах бизнеса.

Поэтому российские страховщики скорее будут переоформлять дочерние компании за границей в филиалы, чем выходить на «пустое поле».

Влияние внешне- и внутриполитических факторов на страховой рынок России[править | править код]

В 2015 году для страховых компаний существенно подорожало перестрахование из-за девальвации рубля Оплаченный уставный капитал размером 21,3 млрд руб и гарантии Банка России до 71 млрд руб позволяют РНПК страховать очень крупные риски.

При этом РНПК не в праве отказаться от перестрахования «санкционных рисков» — т.е. страховых рисков по объектам или от организаций, включенных в санкционные списки Евросоюза или США.

В 2015 году для страховых компаний существенно подорожало перестрахование из-за девальвации рубля Оплаченный уставный капитал размером 21,3 млрд руб и гарантии Банка России до 71 млрд руб позволяют РНПК страховать очень крупные риски.

При этом РНПК не в праве отказаться от перестрахования «санкционных рисков» — т.е. страховых рисков по объектам или от организаций, включенных в санкционные списки Евросоюза или США.

Рост и падение числа страховых компаний

Основным драйвером роста страхового рынка в 2017 году стало страхование жизни. В частности, по словам Ниссельсона, в текущем году продолжали активно развиваться инвестиционное и накопительное страхование жизни.

По данным Банка России, премии по страхованию жизни (кроме пенсионного страхования) по итогам девяти месяцев 2017 года выросли на 56,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 230,9 миллиарда рублей.

Ниссельсон также включил в список драйверов этого года медицинское страхование, в том числе программы онкострахования и телемедицины, страхование от несчастных случаев, а также продукты, которые реализуются через крупные розничные сети.

«Технологическое развитие рынка отмечено телематикой, продуктами с франшизой, ростом онлайн-продаж, цифровыми экосистемами для клиента, нейросетями и анализом big data (с помощью систем обработки больших объемов данных – ред.)», — добавили в ВСС.

Меры господдержки развития страхового рынка

Параллельно с борьбой против страховых организаций, способствующих уклонению от уплаты налогов, с начала 2000-х годов государство начало развивать полноценный рынок страховых услуг, вводя новые виды обязательного страхования:

  • 1 июля 2003 года вступил в силу закон, обязывающий каждого владельца транспортного средства купить полис ОСАГО [11] .
  • 1 января 2012 года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов [12] . В 2014 году сборы по этому виду обязательного страхования составили 6,6 млрд руб. [13] . Выплаты по этому виду страхования за 2014 год составили 256 477 тыс. руб., то есть, 3,86 % от сборов по этому виду страхования [3] . Несмотря на снижение тарифов в 2015 году, уровень выплат по этому виду страхования за 2015 год даже немного снизился — до 3,68 % [3] .
  • 1 января 2013 года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков пассажиров автобусным, троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом [14] . В 2014 году сборы по этому виду обязательного страхования составили 3,5 млрд руб. [15] . Объём выплат по этому виду страхования за 2014 год остаётся неизвестным, поскольку соответствующие данные не опубликовал ни национальный союз страховщиков ответственности в своём годовом отчёте за 2014 год [16] , ни Центральный Банк Российской Федерации в официально опубликованной статистике за 2014 год [3] .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *