Страховые выплаты по ОСАГО при ДТП

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному.

Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум — и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли.

Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%.

Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта — единый для всех экспертов.

Ещё совсем недавно калькуляция убытков, причинённых автомобилю при ДТП у разных экспертов могла различаться в несколько раз. А страховые компании, как правило, принимали во внимание самый наименьший размер ущерба.

А ведь причиной такой разбежки был вовсе не субъективизм оценщиков, а скорее разные методики подсчёта убытков.

С 2015 года ситуация в рассматриваемом вопросе поменялась «в корне». Центробанком была разработана единая методика расчета ущерба после ДТП по РСА.

Кроме того, с указанного года определена законом и предельная сумма компенсации – 400 000 р. Отметим, что далеко не все автолюбители и на сегодняшний день полностью удовлетворены результатами оценки.

Однако и они констатируют, что благодаря нововведениям ситуация в автостраховании ОСАГО стала значительно более благоприятной.

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул. Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее.

С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт. Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Учитывая, что в этом году будет введен закон, делающий ремонт приоритетным видом компенсации, водители захотят проверить честность своей страховой компании.

Вы можете использовать базу РСА для расчета ущерба по ОСАГО. Она содержит информацию по стоимости деталей в регионе, нормочасам и другим параметрам, используемым при расчете страховщиками.

Следует отметить, что особую тщательность при проверке результатов экспертизы стоит уделять при ДТП, начиная с 2017 года. Практически полное исчезновение натурального возмещения ущерба по ОСАГО сделает невозможным ремонт без дополнительных затрат, если в процессе обнаружатся скрытые повреждения.

Срок выплаты по ОСАГО.

  • 160 000рублей — в случае причинения вреда здоровью и жизни людей;
  • 120 000 рублей — при причинении ущерба ТС (на одного потерпевшего);
  • 160 000 рублей — когда потерпевших несколько.

Как страховыми компаниями регулируется возмещение убытков пострадавшего:

  • когда транспортное средство полностью уничтожено, пострадавшему выплачивается действительная стоимость ТС на день наступления страхового случая;
  • когда ТС повреждено, страховой компанией возмещаются расходы, необходимые для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;
  • другие расходы, которые произведены пострадавшим, в связи с причиненным вредом (эвакуация автомобиля с места ДТП, хранение поврежденного ТС, доставка потерпевших в больницу и т.д.);

На сегодняшний день действует срок выплат по ОСАГО равен 20 дням с момента подачи документов в страховую компанию (это правило введено с 1 сентября 2015 года).

При этом, чтобы снизить количество исков по невыплатам, законом были установлена ответственность в виде жестких санкций за затягивание сроков принятия решения по выплатам.

Если страховая компания не направила вам в этот срок (20 календарных дней) письмо об отказе в выплате либо не перечислила полную сумму причитающейся компенсации, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься пеня.

При задержке выплат такая пеня составит 1% от суммы, подлежащей выплате, при задержке решения об отказе в выплате — 0,5% за каждый день задержки.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации. Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.
  • При оценке автомобиля учитывается в первую очередь его износ. Именно он оказывает максимальное влияние на изменение стоимости ремонта. Так за новый автомобиль, проездивший меньше года, дадут практически 100% компенсацию.

    Если же машина проездила несколько лет, то страховой ущерб по ОСАГО будет значительно ниже. Чем старше автомобиль, тем больше считается износ.

    Защищает водителей тот факт, что в законе прописано максимальное значение этого параметра – 50%. Поэтому страховая компания может снизить выплату только до половины от положенной суммы.

    Выплату ущерба по ОСАГО можно увеличить, если сохранять чеки и квитанции за установленные детали. Например, если машина 2007 года выпуска, а пострадавшие фары были поставлены в этом году, то по ним износ не учитывается.

    Выплаты за имущественный ущерб — 400 000 рублей (назависимо от числа потерпевших). В случае причинения ущерба жизни и здоровью потерпевший может претендовать на значительно большую сумму средств возмещения. — 500 000 рублей.

    Исходя из данных, которые указаны в старой редакции закона, сроки выплат по вышеизложенным страховым случаям должны осуществляться не позднее 30 дней. Согласно же новым изменениям, данный срок несколько уменьшили — теперь он составляет 20 дней с момента наступления страхового случая.

    Компенсация вреда здоровью и жизни людей

    Взыскание ущерба ОСАГО не ограничивается только повреждениями, полученными транспортным средством. Если в ДТП пострадали люди, то страховая компания оплатит их лечение и выдаст соответствующую компенсацию.

    Размер платежей зависит от множества параметров – включая сложность травмы, перенесенный операции и медицинские вмешательства.

    По ОСАГО ущерб здоровью оценивается максимум в 500 000 рублей. Предельную сумму выдают детям, получившим инвалидность, и взрослым, которым была поставлена инвалидность 1 степени.

    Пострадавшие, получившие инвалидность 2 и 3 степени, могут рассчитывать на компенсацию в 350 000 и 250 000 рублей.

    Отдельно рассчитывается сумма ущерба ОСАГО при летальном исходе. В этом случае выгодоприобретатели получают 475 000 рублей. Еще 25 000 рублей выдается лицу, берущему на себя погребение умершего человека.

    Главной отличительной особенность страхового полиса ОСАГО является то, что выплата установленных компенсаций поступает не тому лицу, оформившему на себя данный полис, а лицам, которые оказались пострадавшими в результате аварийных ситуаций на дороге.

    Поэтому, обращаться за денежными выплатами в страховые фирмы должны именно они.

    На сегодняшний момент существует несколько процедур выплаты подобных компенсаций:

    • Прямая компенсация убытков.
    • Составление европротокола.
    • Возмещение убытков стандартным способом.

    Возмещение убытков стандартным методом считается более сложной процедурой, поэтому её использование целесообразно только в случае крупных аварий на дорогах.

    При этом европротокол и прямая компенсация предполагают соблюдение дополнительных условий и процедур, что сказывается на размере максимально возможных размеров денежных компенсаций.

    Акт осмотра транспортного средства после ДТП

    Выплаты по европротоколу.

    Данный феномен появился в 2009 году. Согласно ему, человек может самостоятельно оформить ДТП, не вызывая ГИБДД. Цель такого европротокола та же — получение денежной компенсации от страховой фирмы.

    Что значит – посчитать ущерб по РСА?

    Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

    • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
    • В марте 2016 года произошла авария.
    • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
    • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
    • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
    • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
    • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
    • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.

    Причины для отказа в возмещении ущерба

    Если страховой случай не относится ни к одному из вышеперечисленных, то вы имеете право получить компенсацию. Защитой своих имущественных прав каждый гражданин РФ должен заниматься самостоятельно.

    В случаях, когда решить такие вопросы он самостоятельно не может, то необходимо обратиться к квалифицированному юристу. В случае выигрыша судебного дела, вы сможете взыскать со страховщика сумму основного долга и свои расходы, которые вы понесли на оплату услуг юриста и остальные судебные издержки.

    Бывают случаи, когда страховая компания отказывает в денежной компенсации по полисам ОСАГО. Условно, данный отказ может быть вызван двумя причинами.

    Как рассчитать стоимость ущерба при ДТП поРСА

    Процент износа повреждённых деталей

    Один из важнейших показателей, которые обязательно учтут эксперты-оценщики, но не рассчитает онлайн-сервис – износ детали. Показатель рассчитывается в процентах, прежде всего на него влияют:

    • срок эксплуатации автомашины;
    • пробег автомашины.

    При этом существуют следующие принципы оценки процента амортизации отдельных элементов:

    1. В отношении элементов, при неисправности которых допуск к дорожному движению машины запрещён, процент износа не устанавливается. Другими словами, он всегда равен нулю.
    2. Насквозь поражённые коррозией детали признаются изношенными на 100%.

    Амортизация шин рассчитывается по следующей формуле

    Износ шин = (высота протектора новой детали – реальная высота протектора)/ (высота протектора новой детали – допустимая минимальная величина износа) × 100%.

    Сделано в Сравни.ру

    Заключение

    Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги.

    Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.

    В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *