Как утверждается устав гос предприятия?

Государственное унитарное предприятие представляет собой одну из организационно-правовых форм юридического лица и характеризуется участием в его создании Российской Федерации или субъекта РФ. Указанные публичные образования входят в состав учредителей ГУП, а утверждение уставов предприятия является компетенцией исполнительных органов власти. Сегодня мы сделаем анализ достоинств и недостатков устава государственного казенного предприятия.

Общие положения

Для создания каждой формы юридических лиц требуется совершить юридически значимые действия и принять определенный перечень обязательных решений. К числу таких решений в отношении ГУП относится:

  • принятие уполномоченным органом решения об учреждении предприятия;
  • утверждение учредительного документа ГУП – устава.

Помимо общих требований к процедуре создания предприятия и регистрации его устава, установленных Гражданским кодексом РФ, в обязательном порядке применяются правила, регламентированные Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ. В зависимости от уровня публичных органов власти, создающих такие предприятия, ГУПы подразделяются на:

  • федеральные унитарные предприятия;
  • государственные унитарные предприятия субъектов РФ.

Как и учредительные документы иных юридический лиц, устав государственного унитарного предприятия регламентирует основные сведения о предприятии, цели его создания и планируемые виды деятельности. Базовый состав информации, которая подлежит включению в содержание устава, предусматривается общими нормами законодательства, а также нормативными правовыми актами министерств и ведомств, в чьем подчинении будут находиться ГУПы.

Помимо этого, устав будет закреплять предоставленные собственником полномочия по управлению и распоряжению имуществом предприятия, в том числе приобретенным в процессе хозяйственной деятельности.

Что в него входит

Устав федерального унитарного предприятия содержит как общие положения деятельности, характерные всем формам юридических лиц, так и особенные нормы, обусловленные специальным статусом таких компаний. В состав сведений, подлежащих включению в устав, входят:

  • информация о месте нахождения и наименовании предприятия (полное, сокращенное, фирменное и т.д.);
  • цели создания ФГУПа, основной предмет хозяйственной деятельности и примерный перечень конкретных видов экономической деятельности;
  • установление органов власти, которые будут осуществляться полномочия представителя собственника имущественных активов, переданных предприятию;
  • общие сведения об органах управления ФГУПом, в том числе порядок назначения и освобождения от должности руководителя предприятия;
  • информация о размере уставного фонда, условиях его формирования;
  • данные о порядке использования прибыли, полученной от деятельности предприятия.

Состав дополнительных сведений, которые могут предусматриваться уставом, определяется собственником имущества в зависимости от целей и направлений деятельности предприятия.

Как зарегистрировать

Так как форма ФГУП предусматривает участие органов власти в учреждении предприятия, устав будет утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации. Таким органом является Правительство РФ, которое может право передавать подобные полномочия иным министерствам и ведомствам системы исполнительных органов власти.

  • Утверждение устава осуществляется одновременно с принятием решения о создании предприятия. Как правило, оба таких решения включаются в один документ – постановление или распоряжение правительства.
  • Моментом начала деятельности ФГУПа является дата его включения в реестр юридических лиц. Для этого необходимо провести процедуру регистрационных действий, причем регистрации подлежит как сам факт создания предприятия, так и устав.

Регистрацией юридических лиц занимаются налоговые органы по месту нахождения предполагаемого ФГУПа. Для совершение указанной процедуры необходимо представить:

  • заявление по установленной форме;
  • решение собственника имущества о создании предприятия;
  • решение об утверждении устава ФГУПа;
  • документы, подтверждающие права собственника на имущественные активы, передаваемые в уставной фонд;
  • платежный документ об уплате государственной пошлины.

После представления документов в налоговый орган проводится правовая экспертиза информации, после чего принимается решение о регистрации факта учреждения предприятия и его устава. Сведения о предприятии вносятся в ЕГРИП, а на уставе проставляется отметка о прохождении процедуры регистрации.

Как изменить некоторые детали

В отношении процедуры внесения изменений и дополнений в устав федерального унитарного предприятия применяются те же правила. что и для регистрации устава при создании ФГУПа. Решение о внесении изменений принимает государственный орган РФ, выступающий собственником имущественных активов предприятия.

После вынесения решения изменения в устав направляются в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. Вступление в силу указанных изменений обусловлено моментом их регистрации, а сведения о завершении данной процедуры также подлежат включению в ЕГРИП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *