Утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО

Ваши действия в страховой компании

Согласно ГК РФ, предъявление требований к владельцу по сроку давности совершения ДТП составляет 3 года, к страховой компании — 2 года 2 месяца.

В каких случаях выплачивается

Расчет утраты товарной стоимости авто проводится с целью определения величины снижения достоинства автомобиля, в результате восстановительного ремонта после ДТП.

Детали транспортного средства, принимаемые к возмещению, не должны участвовать ранее в ДТП. Размер может достигать двадцати процентов от суммы реального ущерба и зависеть от таких факторов, как количества элементов, подлежащих окраске, повреждении деталей, влияющих на ходовые характеристики, внешнего вида.

Для исследования автомобиля на предмет потери части стоимости эксперты могут использовать различные инструменты. Рассмотрим два наиболее популярных.

Методика Минюста

Система применяется только для транспортных средств, отвечающих ряду требований:

  • возраст не превышает пяти лет;
  • амортизация не более 35%.

Величина определяется в процентах от первоначальной цены машины, установленной до ДТП.

Сутс = Сп * ∑ Кi / 100,

где переменные имеют следующие значения:Сутс — доля стоимости, которой ТС лишилось в результате полученных повреждений;

Сп — разумное вознаграждение при совершении сделки с участием автомобиля в состоянии до аварии;

Кi — коэффициент, установленный для каждого элемента, нуждающегося в реставрации, по результатам экспертной практики.

Например, если на починку капота иномарки нужно затратить от двух до четырёх часов, то множитель равен 0,30, а в более сложном, случае, когда невозможно уложиться в данный интервал, 0,70.

Таким образом, показатель утраты товарной стоимости зависит от вида и объёма повреждений, полученных в дорожном происшествии, и, соответственно, от характера восстановительных мероприятий, которые требуется провести.

В процессе вычислений учитывают следующие правила:

  • при замене элементов, соединённых с помощью сварки, сумма коэффициентов должна быть уменьшена на 20%;
  • средства, выделенные на ремонт съёмной детали и покрытие УТС, не могут превышать стоимости новой запчасти вместе с работой по её замене;
  • если в процессе осмотра выявлен факт устранения перекоса кузова до момента ДТП, то установленное значение Кi уменьшается наполовину;
  • необходимость окраски кузова полной или частичной уменьшает цену транспортного средства с заводским покрытием без следов коррозии, при этом возраст машины не должен превышать пяти лет для иномарок, в том числе произведённых на территории РФ, и трёх для отечественной продукции;

Кокр = Кокр(1) Кокр(n-1) * (n-1),

где Кокр(1) = 0,50 – показатель УТС, установленный для первого элемента,

Кокр(n-1) = 0,35 для второго и каждого последующего,

n – это их общее количество, которое нужно обработать.

При наличии дефектов и отремонтированных изъянов на окрашенных деталях корпуса, полученных до рассматриваемого ДТП, значение Кокр(1) устанавливают равным 0,35, а Кокр изменяется в зависимости от количества повреждённых элементов (nпов) и вычисляется как разность Кокр — Кокр * nпов/n.

Способ Хальбгевакса

Расчёт производится только для ТС, которые можно отнести к нескольким группам:

  • иностранные модели, выпущенные не ранее, чем за пять лет до момента происшествия, с пробегом до 100 тыс. км;
  • отечественные машины, проехавшие не более 50 тыс. км, которым на дату аварии ещё не исполнилось три года.

Для проведения вычислений необходимы следующие данные:

  • ЦН — стоимость объекта на момент выпуска;
  • ЦР — цена подержанного транспорта, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров;
  • год производства машины;
  • СО — объём средств, необходимых для восстановления;
  • СР — стоимость услуг;
  • СМ — расценки на материалы и запчасти.

К выкладкам приступают только в случае, когда экономическая целесообразность определения УТС больше 40%.

ЦР / ЦН * 100%.

УТС = К / 100 * (ЦР СО).

Например, если величина А составляет от 10 до 20%, а В больше 130 и машине нет двенадцати месяцев, то К = 4,00. Тогда для ТС с рыночной стоимостью 500 тыс. руб и ценой ремонта 80 тыс. УТС = 4,00 / 100 * (500000 80000).

Пользуясь данным методом нужно учитывать некоторые особенности:

  • если А меньше 10%, то есть ремонт обойдётся достаточно дёшево по сравнению со стоимостью объекта, показатель уменьшения денежного эквивалента рассчитывают в исключительных случаях;
  • когда А больше 90% или В меньше 40%, показатель не считают вообще, так как запчасти и материалы обходятся намного дороже работы.

Кроме вышеперечисленного необходимо помнить, что такой способ используют только в отношении одной аварии.

Когда взыскание невозможно?

В некоторых случаях возместить потери, связанные со снижением цены автомобиля в результате его повреждения в ДТП не получится.

Например, когда необходим несложный ремонт или замена частей конструкции:

  • при незначительных повреждениях, не требующих проведения восстановительных работ, связанных с нагревом или реставрацией;
  • если ущерб нанесён элементам, на которых уже имелись погрешности (в том числе исправленные), не связанные с происшествием.

Чем дороже автомобиль и чем он моложе, тем выше будет сумма возмещения утраченной товарной стоимости. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет.

Одна из основных методик разработана Минюстом РФ. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ей руководствуются судебные эксперты.

УТС подлежит возмещению, если:

  • замена деталей;
  • имеется нарушение защитных покрытий;
  • ремонт перекоса кузова;
  • замена частей кузова;
  • полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки;
  • замена узлов автомобиля.

Утрата товарной стоимости не рассчитывается и не выплачивается, если повреждения не связаны со страховым случаем, либо совсем незначительны.

Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.

Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.

В большинстве случаев судебные органы руководствуются Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г.

На 2018 год ЦБ РФ и другие контролирующие органы установили достаточно жесткие рамки для работы страховой компании в данном направлении.

Именно поэтому какие-либо сложности с получением соответствующих начислений отсутствуют.

Если же страховая компания не желает соблюдать законодательные нормы и нарушает права водителей — необходимо обращаться в суд по месту расположения офиса.

Выплата утраты товарной стоимости по КАСКО

Не лучше обстоят дела и по КАСКО. И сегодня, в 2016 году, ни у одной страховой компании этот риск не включен ни в правила, ни в условия страхования.

По той же причине, что и в ОСАГО, хотя, на самом деле, является частью материального ущерба. При обращении в страховую компанию клиент получает отказ.

Следует заметить, что выплату можно получить только один раз по одному виду страхования – либо по КАСКО, либо по ОСАГО. Если вы вычерпали страховую сумму по ОСАГО, произведя только ремонт автомобиля, и ее не хватило на возмещение УТС, можете обратиться с заявлением на возмещение утраты товарной стоимости по КАСКО.

Расчет будет единым для КАСКО и ОСАГО.

В случае отказа страховщика, составляем претензию и далее ваши действия должны быть аналогичны тем, что мы описывали по ОСАГО. Взыскание этого вида ущерба по КАСКО в 2016 г. происходит также успешно. Суды склонны принимать сторону клиента, а не страховой компании.

Поэтому будьте настойчивы в своих совершенно справедливых требованиях, ведь речь может идти о десятках, а то и сотнях тысяч рублей.

Информация на сайте актуальна в 2017 году, чтобы узнать актуальную информацию на февраль 2018 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

После факта дорожного происшествия автомобиль получает механические повреждения, которые сказываются на его работоспособности и имущественной ценности.

Как показывает рабочая практика, страховые компании посредством компенсации по страховому случаю возвращают лишь способность автомобиля быть «на ходу», при этом его имущественная стоимость в несколько раз снизится, а разница выплачена не будет.

Возмещения подобного характера распространяются только на транспортные средства при проведении таких ремонтных работах:

  • если была произведена замена (полная или частичная) элементов кузова;
  • если в результате ДТП была повреждена геометрия кузова, а после она была восстановлена;
  • если в результате ремонта кузов или отдельные его элементы были окрашены;
  • если была проведена разборка салона, которая привела к частичной потере эксплуатационных характеристик.

Подобный ремонтный комплекс работ существенно сказывается на товарной стоимости автомобиля. Поэтому, даже если какие-либо действия необходимы без попадания в ДТП, страховщики направляют пострадавший автомобиль на СТО.

Главная причина этому решению состоит в том, что в результате вышеуказанных манипуляций товарная стоимость машины снижается, и, следовательно, владелец автомобиля получает право на компенсацию УТС, что неприемлемо с точки зрения страховщиков.

Как получить компенсацию?

Процессы получения УТС до сих пор сегодня еще находятся на стадии разработки и усовершенствования. Но это не говорит о том, что получить от страховщика покрытие подобного рода убытков нереально.

Для этого просто пишут заявление, подают необходимые документы и проходят определенную процедуру взыскания со страховщика сумм УТС.

Только сначала необходимо обратить внимание на условия страхового договора – нет ли там оговорки об освобождении страховщика от обязанности, погашать суммы ущерба при снижении товарной стоимости поврежденного в ДТП авто.

Потому что такое содержание пункта обязательств страховщика хоть и ничтожно на основании законов, но все равно решать тогда придется этот вопрос через суд.

Заявление

Заявление-требование для оплаты страховщиком сумм утраченной товарной стоимости машины, которая была восстановлена после ДТП, обязательно должно составляться и подаваться на регистрацию в канцелярию страховой компании в 2-х экземплярах.

Один заверенный входящим способом экземпляр идет на рассмотрение руководства компании, а второй – отдается на руки подателю требования.

Заявление, как правило, составляется исковое потому, что порядок возмещения УТС еще находится в стадии разработки, а это значит, что не все страховые организации сразу же бросятся удовлетворять такие просьбы.

На сегодняшний день порядок определения УТС находится в разработке. Несмотря на это обеспечить покрытие убытков вполне реально.

Сложившаяся судебная практика относит к действительным потерям не только стоимость работ по устранению повреждений, покупки запасных частей, но и снижение цены автомобиля вследствие ремонта после аварии.

Покрытие утраченной стоимости нередко осложняется тем, что страховщик вносит в договор условие, которое освобождает его от обязанности компенсировать ущерб. Такое положение является ничтожным и не должно применяться даже после подписания соглашения.

В качестве обоснования можно привести:

  • Закон об ОСАГО, утверждающий, что объектом защиты являются имущественные интересы;
  • ГК РФ, в котором говорится, что лицо, чьи права были нарушены, вправе рассчитывать на полное покрытие убытков, если объём вознаграждения не ограничен нормативными актами либо по договорённости сторон;
  • Пленум Верховного Суда постановил, что преждевременное снижение цены автомобиля относится к реальному финансовому урону и подлежит рамбурсированию в пределах заключённого соглашения, даже если потерпевший предпочёл заменить наличные средства организацией ремонта на станции техобслуживания.

То есть получения выплаты в связи с УТС придётся добиваться в суде.

При этом действовать необходимо следующим образом:

  • обратиться к страховщику за компенсацией повреждений;
  • дождаться перечисления денег;
  • проанализировать возможность возмещения в связи со снижением стоимости автомобиля;
  • представить независимым экспертам неисправное ТС для обследования либо обеспечить их всей информацией для расчёта суммы УТС (смета, калькуляция восстановительных работ);
  • передать компании требование, составленное в двух экземплярах и оформленное как входящая корреспонденция, при этом один документ с отметкой лучше оставить у себя — это послужит подтверждением доставки претензии адресату;
  • получить мотивированный отказ в письменной форме;
  • составить заявление самостоятельно или с помощью специалиста и направить его в суд;
  • после положительного решения, истцу возвращаются затраты на процедуру и перечисляются средства, обозначенные в претензии.

Образец заявления: Заявление о возмещении УТС

Итак, отсутствие специальных законодательных норм, регулирующих вопросы, связанные с определением величины утраты рыночной стоимости, не могут служить основанием для отказа в компенсации такого убытка в рамках договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля

В рамках судебного процесса по возмещению упущенной выгоды, при не урегулировании спора в добровольном порядке, страховая компания обязана выплатить автовладельцу штраф в размере пятидесяти процентов от суммы иска.

Подсудность дел с размером исковых требований до пятидесяти тысяч рублей необходимо подавать в мировой суд по месту нахождения ответчика, больше — в районный.

Это условная величина которая определяет падение цены транспортного средства в результате ремонта после ДТП.

Простым языком можно охарактеризовать так. Допустим, при покупке автомобиля за 1 миллион рублей, вы убеждаетесь в том, что он участвовал в ДТП.

Естественно ваши действия это торг с целью снизить стоимость, так как некоторые детали уже не оригинальные ,а заменены на более дешевые, или просто отремонтированные.

Именно так снижается цена автомобиля, за счет его повреждений.

Сумма на которую стоимость изменилась и принято называть УТС, т.е. ухудшение внешнего вида и технических и эксплуатационных качеств транспортного средства.

Эксперты рассчитывают УТС исходя из данных о ремонте машины, всех выполненных действиях, а также материалов и запчастей, которые были использованы при ремонтных работах. Кроме того, в расчет принимается во внимание цена нового автомобиля той же марки и модели, а также рыночная стоимость б/у модели.

При этом не стоит забывать о том, что УТС рассчитывается не для всех машин, а только для тех, которые соответствуют возрастному цензу (2 года для отечественных моделей и 5 — для иномарок).

При этом износ авто не должен превышать 35%. Эксперты заверяют, что УТС напрямую зависит от того, сколько лет в эксплуатации ваша машина.

Чем модель новее, тем больше будет УТС.

Сегодня получение суммы по утрате товарной стоимости имеет определенные нюансы. Разобраться с ними нужно будет заранее.

Существует ряд вопросов, предварительное рассмотрение которых позволит избежать самых разных затруднений.

К основным таковым вопросам относятся:

  • порядок действий в страховой компании;
  • расчет суммы;
  • как написать заявление;
  • судебная практика в таких случаях.

Порядок действий в страховой компании

Что говорится в законодательстве

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

А точнее, должен учитываться при определении реального размера стоимости повреждений машины после аварии. Именно на этом основании страховые обязаны теперь выплачивать соответствующие размеры УТС пострадавшим в ДТП водителям.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Для того чтобы не сомневаться в правильности расчетов страховой фирмы и перепроверить их правильность, можно провести независимую экспертную оценку по утрате товарной стоимости.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2018 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.Расчеты способом Минюста РФ

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

На сегодня если суд вынесет решение, чтобы страховщик оплатил УТС клиенту, и будут замечены задержки, либо отказы со стороны страховой компании, то он будет оплачивать 1% за каждый просроченный день от суммы ущерба, которую он должен погасить.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

При ремонте на СТО

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

Суд принимает в большинстве случаев положительные для клиента решения только тогда, когда в договоре нет отказов со стороны страховой компании, оплачивать оплачивать УТС по КАСКО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Судебная практика в таких случаях

На практике всего через суд выигрывается дел по погашению страховой компанией сниженной рыночной стоимости автомобиля примерно в 90% случаев.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

А отрицательные результаты могут быть связаны с неправильно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и прочими факторами, которые суд сочтет неправомочными со стороны подателя заявления.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2018 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Получается, что уверенности в том, что утрату товарной стоимости автомобиля можно будет возместить через страховую компанию, у автовладельцев на сегодня нет. Но это еще не обозначает, что пытаться не стоит.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *