Восстановительный ремонт по ОСАГО

Что делать в случае некачественного ремонта по ОСАГО

Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие «страховая выплата», однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие «страховое возмещение». Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта. Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица.

т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации. Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 151 — 153 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

В целом схема действий автовладельца после некачественного ремонта выглядит следующим образом:

  1. Проведение экспертизы, на которой факт нарушения будет установлен. Стоимость независимой автоэкспертизы после некачественного ремонта по ОСАГО будет оплачена страховой компанией или организацией, выполнявшей работы, если выявлены недостатки в ремонте или автовладельцем, если установлено, что ремонт проведен в рамках правил. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
    • полное название и юридический адрес организации, проводившей автоэкспертизу;
    • дата составления заключения и номер документа из учетного реестра;
    • полные сведения о заказчике исследования;
    • основание для проведения автоэкспертизы;
    • данные об автотранспорте, подлежащем исследованию, включая индивидуальные признаки автомобиля;
    • подробный перечень проведенных исследований;
    • обоснование результатов автоэкспертизы;
    • указания на использованные документы при обосновании.
  2. Составление претензии. При составлении документа важно учесть все аспекты, которые поможет обосновать квалифицированный автоюрист.
  3. Направление претензии страховой компании.
  4. В случае отсутствия ответа в предусмотренный срок подача искового заявления в суд.

При подаче заявление на возмещения ущерба в страховую фирму пострадавшая сторона сможет получить денежные средства на ремонтные и восстановительные работы либо получить направление на ремонт по ОСАГО в дилерский центр или на СТО.

Ремонт возможен только в тех случаях, когда еще можно произвести восстановительные работы. Если же автомобиль восстановить не удается, то он отправляется на утилизацию.

Водитель получает возмещение всех убытков.

  1. проинформировать страховую компанию о произошедшем ДТП;
  2. составить и подать страховщику письменное заявление на возмещение ущерба в течение срока, который прописан в полисе ОСАГО;
  3. приложить к готовому заявлению документы, подтверждающие факт ДТП.

После подачи заявления водителю остается ждать решения страховой фирмы. Перед этим специалист компании, имеющий соответствующую квалификацию, проведет оценку и обозначит сумму, необходимую для ремонта поврежденного автомобиля.

Если водитель согласен с обозначенной суммой, то он сможет получить денежную компенсацию и заниматься ремонтом с чьей-либо помощью либо самостоятельно.

Максимальная выплата по ОСАГО, которую водитель сможет получить от страховой фирмы по полису ОСАГО, составляет 400 тысяч рублей. Этот вариант возмещения ущерба по полису ОСАГО известен водителям с первых дней существования системы ОСАГО.

Согласно новому законопроекту, после проведенной оценки ущерба автомобиля страховая фирма предложит водителю три варианта решения проблемы:

  1. Водитель соглашается с суммой для возмещения ущерба, назначенной экспертом, и получает деньги на свой счет для дальнейшего проведения работ по восстановлению автомобиля.
  2. Водитель соглашается на ремонт машины по ОСАГО, который страховая фирма предлагает провести в «своем» СТО и получает направление на ремонтные работы. На счет автосервиса переводится сумма, необходимая для ремонта автомобиля.
  3. Водитель сам выбирает один из вариантов для разрешения проблемы и сообщает об этом страховой фирме, которая не вправе дать отказ в ремонте по ОСАГО.

Ремонт автомобиля, проводимый в рамках действия ОСАГО, имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:

  1. Водитель освобождается от самостоятельной организации ремонтных работ. Ему нужно лишь подписать договор с СТО и страховой фирмой, доставить машину на СТО и забрать ее после ремонта по ОСАГО Росгосстрах.
  2. СТО-партнёры страховых фирм получают деньги после того, как будет окончен ремонт застрахованного автомобиля. Поэтому сроки ремонта автомобиля по ОСАГО будут минимальны и машина будет восстановлена довольно быстро.

Возможные причины

Страховым договором ОСАГО предусмотрена возможность ремонта автомобиля взамен получения компенсации в денежном эквиваленте.

Восстановительный ремонт по автогражданке можно выбирать, если:

  • предложенная страховщиком станция технического обслуживания располагается рядом с местом проживания или работы страхователя;
  • страхователь может доверять выбранной страховщиком организации.

Что делать в случае некачественного ремонта по ОСАГО

После заключения договора на обязательное автострахование автовладелец имеет возможность получить компенсацию при наступлении страхового случая.

К страховым случаям относятся следующие ситуации:

  • столкновение произошло между двумя автомобилями, один из которых двигался;
  • определены потерпевший и виновный;
  • у обеих сторон есть действующие автогражданки.

Как написать жалобу

Претензия к страховой компании составляется в произвольной форме. Однако в документе в обязательном порядке указываются:

  • наименование и адрес страховой компании, в которую направляется документ;
  • ФИО (название) и адрес лица, предъявляющего претензию;
  • описание страхового случая, ставшего причиной обращения в страховую организацию;
  • требования к страховщику;
  • обоснование предъявляемых требований;
  • срок исполнения требований;
  • действия потерпевшего в случае неисполнения предъявленных требований;
  • банковские реквизиты, если в документе изложено требование о возмещении расходов в денежной сумме.
  • дата и подпись предъявителя документа.

Скачать образец жалобы.

С какими документами нужно обращаться

В соответствии со статьей 12закона «Об ОСАГО» ответственность за действия ремонтной организации несет страховая компания, направившая пострадавшее транспортное средство на ремонт.

То есть, претензии, предъявляемые к организации, производившей ремонт в рамках договора обязательного автострахования, не принимаются к рассмотрению.

Претензия подается в страховую организацию, направившую пострадавший автомобиль на ремонт.

На следующей стадии проводится осмотр поврежденного автомобиля экспертами и составляется акт, который впоследствии прилагается к страховому делу.

После получения экспертизы и принятия решения о признании ДТП страховым случаем автовладельцу выдается направление на ремонт авто в определенную организацию.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае дорожно-транспортного происшествия.

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса.

Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

Есть ли штрафы

В случае проведения некачественного ремонта автотранспортного средства в судебном порядке со страховой компании могут быть взысканы (статья 16.1 закона «Об ОСАГО»):

  • штраф, размер которого не может превышать 50% от разницы между размером страховой выплаты, установленной судом и размером полученной ранее компенсации;
  • пени (неустойка) в размере 1% за каждый день нахождения автотранспорта в сервисе для проведения повторного ремонта. Совокупный размер пени не может превышать размера страховой премии, уплаченной при оформлении страхового договора .

Указанные суммы ничтожно малы, что привело к необходимости внесения поправок в действующий закон об обязательном автостраховании.

В настоящее время в Думе рассматривается законопроект, который позволит:

  • увеличить сумму неустойки до 600 рублей за один день повторного ремонта. При этом страховщик будет освобожден от оплаты пени в случае непреодолимой силы, которая привела к задержке или некачественно выполненным работам;
  • увеличить размер штрафа в 10 раз. С таким предложением выступили автовладельцы и автоюристы. Однако предполагается, что ответственность страховщиков и ремонтных компаний будет разграничена.

Страховая организация может отвечать за сроки и своевременную оплату проведения восстановительного ремонта, а ремонтная организация – за качество выполняемых работ.

Документ был принят в конце 2018 года во втором чтении. Предполагается, что поправки вступят в силу с марта 2018 года. Однако полной уверенности в этом нет.

При обнаружении некачественно выполненных восстановительных работ не стоит отчаиваться и проводить ремонт за собственные средства.

Со страховой компании в судебном порядке можно взыскать не только средства на восстановление автомобиля, но и штрафы, пени, компенсацию морального вреда.

Для этого важно корректно составить претензию к страховщику или исковое заявление в суд.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На «старые» страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом.

До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и приобретите новый полис ОСАГО. При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии «Реформа ОСАГО в 2017 году» рассмотрены особенности проведения восстановительного ремонта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *